Возмущенный позицией России в отношении Сноудена, сенатор от штата Южная Каролина Линдси Грэм (Lindsay Graham) предложил вчера "рассмотреть вопрос" о бойкоте Сочинской Олимпиады. Кому предложил — непонятно. В принципе, никому. Так, выразил свое мнение по этому вопросу. Сказал, что он бы бойкотировал.  Если бы мог, конечно.

Но такие вопросы решать не Грэму: помимо него в Сенате еще 99 человек заседает, а в Палате Представителей — еще 430. Однако в Российской Думе уже успели перепугаться, как будто речь зашла о новом Списке Магнитского.  Глава Комитета по Международным Делам Алексей Пушков уже заговорил о том, не следует из-за какого-то там Сноудена возвращаться к временам холодной войны.   Другие официальные лица его поддержали: да, мол, не следует, не солидно это как-то.

И вот что интересно: все они правы.  Прав Грэм: бойкот Олимпиады был бы достойным поступком. Но бойкотировать ее надо было по другим причинам — чтобы не демонстрировать поддержку коррумпированному режиму; чтобы показать солидарность с демократическим движением, которое душит Путин; чтобы помочь десяткам политзаключенным, мучающимся в российских тюрьмах. Из-за немыслимых растрат и объемов воровства эта олимпиада и так уже вошла в историю, даже не начавшись. Так что возможное неучастие в ней американских — а вслед за ними канадских и британских спортсменов — ничего бы не изменило.

Прав и Пушков: Сноуден явно не стОит того, чтобы из-за него бойкотировали спортивное событие, пусть даже и успевшее покрыть себя позором. Но такой уж Грэм человек — бывший военный летчик, по характеру чем-то похож на покойного генерала Лебедя, прямой, принципиальный, настоящий южанин, (даже говорит с южным акцентом) — такие в Гражданскую войну шли с флагом на пушки северян. Правда, его не смутило то, как Кремлевская власть гнобит российские НКО и оппозицию, но вот как бывшего военного поступок Сноудена оскорбил его до глубины души. А действия Москвы в этой связи — даже глубже этой глубины.

И еще раз сенатор Грэм прав: позиция Кремля в этом плане — самая, что ни на есть двурушническая и скабрезная. Еще раз Путин показывает себя бездарным политиком и безвольным лидером: хочется ему напакостить Америки, но напакостить так, чтобы не схлопотать сдачи.  А так не получается.  Хочется, чтобы все разрешилось как-то само по себе, по щучьему велению — так чтобы ничего делать было не надо, а получить при этом все. Одним словом, по нашему, по-русски.  Но только вот Сноуден — не стерх и не амфора: в небо он сам не поднимется и на дно сам не ляжет.

В результате Путин, изображая пресловутую сурьезность, из-за с которой с нами якобы "стали считаться", пребывает в паралитической нерешительности и только и может, что ждать, пока упрямый Сноуден не получит пристанище где-нибудь за океаном.

А ведь дать ему убежище было бы правильно — так же правильно, как и бойкотировать Олимпиаду. В конце концов, правительство США угрожает свободе и даже жизни Сноудена из-за его политических взглядов.  Если это не есть основание для предоставления политического убежища, то зачем Россия вообще присоединялась к ООНовской Конвенции о беженцах, зачем вообще тогда нужно понятие "беженец" в российском законодательстве? В конце концов, дело Сноудена ничем не отличается от дела Березовского, по которому Борис Абрамович получил убежище в Великобритании.

Но вот здесь двурушничество Путина еще раз проявляется во всей своей неприличной полноте. Ведь Сноуден — не Депарьде, и в России не только никому не нужен, но и опасен. Ведь он, работая на бывших коллег Путина (шпионов, то есть), удумал правду народу рассказать. Сумасшедший! Да еще не за деньги, а за принцип. Вдвойне сумасшедший! Оставь этого правдолюбца в путинской России, так он потом такую подлянку из-за своих принципов выкинет, что целому отделу ФСБ будет не расхлебать. Нет, такие люди Кремлю не требуются. Правда, как уже говорилось, очень хочется американцам подножку подставить.

А бесколесная телега под названием "дело Сноудена" так и будет тихонько гнить в транзитной зоне Шереметево, пока какой-нибудь президент — не кремлевский, а умеющиий действовать — не решит вопрос. Так что ждать осталось недолго, и до бойкота Олимпиады дела не дойдет.  Чиновники могут спать спокойно. Сенатора Грэма им бояться нечего.

Леонид Сторч

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены