Меня тут недавно спросили, что я думаю насчет дела Сноудена. Считаю так.

Сноуден все правильно сделал. Вмешательство специальных служб в частную жизнь граждан уже давно зашло слишком далеко, оправдываясь соображениями "национальной безопасности". На деле, однако, все это оборачивается многочисленными злоупотреблениями, идущими вразрез с официально декларируемыми целями и задачами спецслужб. Сноуден сделал достоянием гласности только ту информацию, которая не могла причинить реального вреда жизни и здоровью граждан своей страны (да и других тоже), а, наоборот, заставила многих задуматься о пределах, которыми ограничена конфиденциальность их личной жизни (точнее, об отсутствии таких пределов).

Последовавшая реакция властей США оказалась предсказуемой — они стали преследовать Сноудена. Иного и нельзя было ожидать. Но Сноуден гарантировал себе безопасность тем, что он вовремя опубликовал секретные данные, попал в фокус общественного внимания и, тем самым, обезопасил себя во всех смыслах этого слова.

В то же время, логика развития событий оказалась такова, что Сноуден фактически потерял какую—либо возможность вернуться в США в ближайшее время, да и во многие другие страны (в первую очередь, страны НАТО) путь ему оказался заказан. Так уж сложилось, что убежище он оказался вынужден с переменным успехом искать в Китае, России, странах Латинской Америки.

Ирония судьбы и, вместе с тем, трагедия Сноудена, заключаются в том, что за политическое убежище во многополярном мире приходится платить.

Вот, например, мы видим такие новостные заголовки официальных информагентств России:

"Сноуден поблагодарил Россию за уважение прав человека" — РИА "Новости". "Сноуден также выразил благодарность и уважение Венесуэле, Боливии, Никарагуа и Эквадору", — отмечается в сообщении. "Я выражаю свою благодарность и уважение России, Венесуэле, Боливии, Никарагуа и Эквадору за то, что они первыми выступили против политики нарушения прав человека, которую проводят сильные, а не слабые".
Нет никаких сомнений, что перечисленные страны — как раз те самые, которые всегда были известны уважением прав и свобод человека со стороны государства. А особенно хорошо соблюдаются права человека в России, где, как мы все отлично знаем, активность спецслужб строго ограничена пределами частной жизни граждан, где не бывает политических репрессий и заказных уголовных процессов, суды реально независимы от власти, выборы не фальсифицируются, а силовые органы вовсе не превратились в бандитов в погонах...

Конечно, Сноуден все прекрасно понимает. Все все понимают. И это — конечно, трагедия, когда человек, попытавшийся заставить мир обратить внимание на очевидные нарушения прав и свобод человека спецслужбами, сам в итоге рискует стать игрушкой в руках тех, кому совершенно наплевать на эти самые права и свободы.

Да, и еще один момент, который следует отметить в деле Сноудена. Тот факт, что Путин сам лично заявлял о возможности для Сноудена остаться в России, но только при условии, что тот прекратит свою деятельность против США, в очередной раз подтверждает: Путин — реально вовсе никакой не противник США, несмотря на весь показной антиамериканизм государственной пропаганды РФ. Противник США поступил бы не так.

Ну, а текущий расклад. в принципе, всех должен устроить: Сноуден замолкает — а Госдеп успокаивается. Далее Сноуден превращается в эдакого ручного Депардье, но с ореолом международного борца за права и свободы человека, типа Ассанжа. А где такой человек может укрываться от преследований беснующегося американского режима, кроме как не в самой свободной и демократической стране мира — России?

Алексей Навальный

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены