"Вспомнить все", режиссер Лен Уайзман, США, 2012
Американскому гению Филиппу К. Дику повезло с кинематографом (хотя нам и неизвестно, знает ли он, умерший до выхода на экраны первого фильма по его книге, об этом): большинство экранизаций его произведений удачные. Но не эта.
Десять лет назад молодой Колин Фаррелл снялся в "Особом мнении" Спилберга по Дику, что стало для него прорывом — новичок "переиграл" там Тома Круза. Насколько хорош был тот фильм и Фаррелл в нем, настолько слаб новый "Вспомнить все", где заматеревшей ирландской звезде досталась уже главная роль.
Римейк однозначно проигрывает и первой экранизации 1990 года со Шварценеггером,
которую справедливо называют великим боевиком. Тот фильм не только вошел в золотой фонд кино Sci-Fi, но стал своего рода венцом самого специфического поджанра боевика, зенит которого пришелся на время расцвета видео, возвысив его из низин полумаргинального гетто массовой культуры на уровень подлинного искусства. Тот "Вспомнить все" и до сих пор по части action смотрится о-го-го как.
С первых же кадров нового фильма возникает почти неприличное дежавю, однозначно отсылающее к "Бегущему по лезвию" (1982). Футуро-нуар, огромный Вавилон будущего с неоновыми вывесками на всех языках в ночи, бесконечным дождем, толпами загадочных и угрожающих типов, теснотой и общей атмосферой социальной депрессии и криминальной романтики подворотен. Уже цветовая гамма и свет однозначно отсылают к тому фильму Ридли Скотта. Но продукт режиссера Лена Уайзмана даже и сравнивать неловко с Bladerunner, который стал культовым сам и дал старт грандиозному, но, увы, уже посмертному культу Дика.
И оригинальное анимированное "Помутнение" и конспирологическо-мелодраматические (да, бывают и такие сочетания) прошлогодние "Меняющие реальность" тоже были, как минимум, не плохи. В общем, с кинематографом произведениям Филиппа Дика везет, и этому не мешает тот факт, что наряду с головокружительным сюжетом их второй характеристикой является сложность и многослойность (впрочем, первое во многом обусловлено вторым). Но у всякого правила бывают исключения, и с фильмом 2012 года вышла промашка.
Тексты Филиппа Киндреда Дика редко переносят на экран в первозданном виде. Сама сложность, визионерская изощренность и многоплановость его сочинений дает сценаристам огромный просмотр для вариаций.
Сюжетно фильм Уайзмана в целом совпадает с "экшн"-шедевром Пола Верховена 22-летней давности. Для нас особый интерес представляет то, что все отличия новой картины от старой, несколько по-иному расставленные акценты, лежат преимущественно в политической области.
Если у Верховена речь шла о плохой алчной корпорации, то в новейшем фильме ее место заняла плохая Объединенная Британская Федерации, более чем прозрачный аналог прежней Британской Империи. Вместо эксплуатируемого Марса — "Колония", расположенная на территории современной Австралии. Инструмент порабощения теперь не искусственно созданный дефицит воздуха, а транспортное средство "Скат", которое доставляет "трудовых мигрантов", дешевую рабочую силу из бедной и мрачной Колонии в элитную никелированную Британию, чтобы они там ишачили.
Помимо опять-таки почти дословной отсылки к Войне за Независимость тут мы в который раз встречаемся с темой англосаксонского расизма, разделения на элоев и морлоков, на господ и рабов, верхи и низы, людей первого и всех остальных сортов. Фильм заряжен антиимпериалистическим и антиколониальным пафосом. Боевым андроидам, посланным против Колонии, явно не хватает красных мундиров и мохнатых шапок, а колонистам — звездно-полосатого флага.
Еще один откровенный намек, на этот раз на современность и самое недавнее (11.09.2001) прошлое. В фильме выясняется, что террористические акты против мирных граждан проводит не Сопротивление колонистов, а само правительство ОБФ с целью обосновать наращивание армии, карательного аппарата и развязать войну. А Сопротивление не террористы, а борцы за свободу.
Помимо политического во "Вспомнить все" и есть и философское. И оно в неизменном виде перекочевало из старой версии фильма в новую. "Неважно, кем ты был в прошлом, важно, кто ты сейчас". Утверждение свободы воли, отрицание первородного греха и вера в возможность начать все сначала. Гоняясь за своим прошлым, то есть за своей идентичностью, за "кто я на самом деле", герой приходит к тому, что он сам может решить, кем ему быть.
В целом римейк получился проникнутым освободительным и даже левым пафосом и оставил впечатление несколько большей политизированности, чем его предшественник.
Но его это не спасло, так же как погубило его не это. Снимаемый прежде всего как боевик, он оказался слаб именно в этом отношении. Фаррелл, как в "Особом мнении", городские пейзажи, как в "Бегущем по лезвию", и драки, вроде бы как во "Вспомнить все" — 1990, а на выходе — никак. Остается только забыть этот фильм, как скучный сон.
Вы можете оставить свои комментарии здесь