Событием вчерашнего дня стал захват американскими военными ржавого корыта, пытавшегося прийти из Каракаса в Мурманск, меняя регистрацию, флаги и позывные. Российские военные суда не успели прийти на помощь танкеру Bella-1, превратившемуся во время своего плавания в Marinera – что, наверное, даже хорошо, так как их присутствие вблизи места события мало бы что изменило, лишь сделав происходящее ещё более унизительным для Москвы.
Я уже писал на прошлой неделе о том, что Кремль допускает масштабную ошибку, ведя себя с Д.Трампом так же, как и на его первом сроке, когда за год с небольшим был пройден путь от дружбы и взаимопонимания до почти полного отчуждения. Сейчас, вероятно, простым отчуждением дело не ограничится. Однако сегодня я хотел бы остановиться на чисто экономических последствиях случившегося.
Создание полуподпольных механизмов торговли и расчётов (я давно уже называл их "альтернативной глобализацией") было большим успехом Москвы в последние годы. С помощью этой технологии удавалось обходить массу санкционных решений – но в основном тех, которые не дополнялись жёсткими механизмами принуждения к их исполнению (так, например, очередное предупреждение китайским банкам, вынесенное администрацией Дж. Байдена в декабре 2023 г. и не приведшее позже ни к каким реальным ограничениям, не помешало российско-китайской торговле установить рекорд по итогам 2024 г.).
Сейчас ситуация меняется. После введения Д.Трампом санкций против "Роснефти" и "Лукойла" цены на российскую нефть пережили самое резкое падение с 2023 г., а дисконты по отношению к цене на Brent превысили 40%. Объёмы поставок снизились до многолетних минимумов, упав ниже 3,5 млн. баррелей в сутки. Доходы от экспорта нефти падают быстрыми темпами: по итогам 2025 г. нефтегазовые бюджетные поступления сократились на 22,4% и вряд ли существенно вырастут в этом году, т.к. рынок остаётся под давлением со стороны масштабного предложения. И хотя многие эксперты вполне справедливо говорят о малой вероятности скорого роста поставок из Венесуэлы и нового провала мировых цен на нефть, решительные действия США в отношении подсанкционных танкеров вполне могут дополнительно ещё больше снизить интерес покупателей к приобретению именно российского углеводородного сырья.
В новых условиях Кремлю стоило бы задуматься о коррекции своей экономической политики. Войну он остановить не может – она же, как недавно мы все узнали, ведётся чуть не по Божьему промыслу – но поменять финансовый курс; отказаться от бессмысленного излишнего давления на бизнес и от повышения налогового бремени в пользу увеличения заимствований было бы разумно. В 2022 г. относительно успешное противостояние санкциям во многом стало результатом "локальной либерализации" экономики, и сейчас только возвращение к этой практике может удержать её от сползания к кризису. Пока же курс Кремля – и я не устану это повторять – остаётся для российской экономики более опасным, чем любые санкции...
! Орфография и стилистика автора сохранены






