Фракция ХДС/ХСС в бундестаге объявила о выдвижении кандидатуры главы Христианско-демократического союза (ХДС) Фридриха Мерца на пост канцлера Германии на общенациональных выборах в сентябре 2025 года. Это ожидаемое решение – ХДС при Мерце значительно опережает по популярности другие партии.

Единственной теоретически возможной альтернативой был лидер союзного ХДС Христианско-социального союза (ХСС) Маркус Зедер. Лидеры ХСС довольно редко выдвигались в канцлеры – и ни разу не приводили ХДС/ХСС к победе на выборах. В 1980 году неудачу потерпел Франц-Йозеф Штраус, в 2002-м – Эдмунд Штойбер. Сейчас, с учетом высокого рейтинга ХДС и уверенного лидерства Мерца в партии Зедер не претендовал на выдвижении своей кандидатуры.

Тем более, что Мерц и Зедер едины в главном – в преодолении наследия Ангелы Меркель, которая сильно сдвинула ХДС к центру. Она проводила либеральную миграционную политику, отказалась от атомной энергетики и обязательного военного призыва. Такой курс привел к противоречивым результатам. С одной стороны, ХДС/ХСС при Меркель четырежды побеждал на выборах и был главной политической силой в сменяющих друг друга правительственных коалициях. А сама Меркель была канцлером в течение 16 лет (третий результат в истории Германии после Отто фон Бисмарка и Гельмута Коля). Ее также считали неформальным лидером Европейского союза.

С другой стороны, "центрирование" Меркель привело к кризису идентичности в ХДС, когда от партии стали уходить консервативные избиратели, пополнявшие электорат крайне правой "Альтернативы для Германии" (АдГ). В результате впервые в послевоенной германской истории крайне правые оказались на втором месте по рейтингам. Соответственно, после ухода Меркель ХДС стал быстро сдвигаться вправо, по сути, возвращаясь к привычному позиционированию времен не только Коля, но и основателя партии Конрада Аденауэра.

Этот процесс активно подталкивала ХСС во главе с Зедером – критиком миграционной политики Меркель – но возглавил его Мерц, которого Меркель вытеснила из руководства вначале фракции в бундестаге, а затем и партии. Он стал корпоративным юристом, заработал немало денег, но сохранил интерес к политической деятельности. В 2018 году Мерц вернулся в партийную политику, попытавшись стать председателем ХДС, а в 2021-м повторил попытку, оба раза выходя во второй тур. Но пока канцлером была Меркель, у нее хватало возможностей блокировать усилия Мерца – и только после ее ухода он смог возглавить партию.

Мерц выступает за жесткую миграционную политику и за восстановление призыва на военную службу – впрочем, за возвращение к призыву ратует и самый популярный политик Социал-демократической партии (СДПГ) Борис Писториус, занимающий пост министра обороны в нынешнем правительстве Олафа Шольца. И его любимая идея – сокращение налогов и упрощение налоговой системы. Мерц неоднократно выступал в поддержку Украины, причем более жестко, чем Шольц. Хотя в июне он заявил, что Германии пришло время сосредоточиться на том, как положить конец украинскому конфликту – но такой подход получает все большую популярность в Европе. И Мерц не хочет ни отталкивать избирателей, колеблющихся между ХДС и АдГ, ни лишать себя свободы маневра в случае, если станет канцлером.

Если партийные расклады к следующей осени сохранятся в нынешнем виде, то Мерц действительно имеет хорошие шансы на формирование правительства. Хотя за год может многое измениться – только что обер-бургомистр Мюнхена, социал-демократ Дитер Райтер предложил выдвинуть на пост канцлера от СДПГ не Шольца, а существенно более популярного Писториуса. Но, в любом случае, все партии нынешней правительственной коалиции сильно "просели", а свободные демократы не в первый раз в своей истории оказались в полупроходной зоне. АдГ остается неприемлемой для германского политического класса. И в этой ситуации все более вырисовываются контуры очередной поствыборной "большой коалиции" между ХДС и СДПГ.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены