1. Встреча Джо Байдена и Си Цзиньпина прошла в условиях, когда обе стороны были заинтересованы в том, чтобы не испортить впечатление от нее. Поэтому Си выразил твердую уверенность в блестящем будущем китайско-американских отношений, а Байден заявил о прогрессе в отношениях и подчеркнул, что прошедшие переговоры "были одними из самых конструктивных и продуктивных" между США и Китаем.

2. В то же время Си назвал американо-китайские отношения "самыми важными двусторонними отношениями в мире" и сказал, что они с Байденом "несут большую ответственность за два народа, за мир и за историю". То есть Си продвигает концепцию биполярного мира, с которой не соглашаются США – Байден говорит лишь о том, что необходимо "ответственно управлять" конкуренцией между двумя странами, чтобы она не переходила в конфликт. Но разногласия были лишь аккуратно обозначены в публичном пространстве.

3. Стороны договорились на основе равенства и взаимоуважения возобновить военные контакты на высоком уровне, которые были прерваны после визита Нэнси Пелоси на Тайвань в 2022 году. Перспективы возобновления контактов были сомнительными, так как новый министр обороны Ли Шанфу, назначенный в марте 2023 года, находился под американскими санкциями, введенными еще в 2018-м, когда он как глава Департамента разработки оборудования курировал военно-техническое сотрудничество с Россией. Сейчас же и Пелоси более не спикер Палаты представителей, и Ли Шанфу в октябре смещен с должности. Так что формальных оснований для прекращения контактов более нет.

4. Для внутриполитической ситуации в США значительную роль играет тема синтетического опиоида фентанила, из-за которого в стране огромными темпами растет количество смертей от передозировки. Прекурсоры фентантила производятся частными компаниями в Китае, откуда поступают в Мексику и затем через границу в США. Теперь Байден и Си договорились, что Китай будет непосредственно преследовать конкретные химические компании, производящие прекурсоры фентанила.

5. Встреча Байдена и Си прошла перед выборами президента Тайваня, которые состоятся 13 января 2024 года. На Тайване действует однотуровая избирательная система, где победителю достаточно получить относительное большинство. Устраивающая Китай оппозиция представлена двумя основными партиями – Гоминьданом и Тайваньской народной партией (ТНП), кандидаты от которых имеют сопоставимые рейтинги с некоторым преимуществом ТНП (25 к 21%). Такой раскол выгоден правящей Демократической прогрессивной партии, выступающей за независимость острова, что совершенно неприемлемо для Китая – ее кандидат пока набирает 29%. Однако перед встречей Байдена и Си Гоминьдан согласился на выдвижение единого кандидата на основе рейтингов – если эти договоренности будут реализованы, то оппозиционный кандидат будет фаворитом. Есть основания полагать, что победа оппозиции устроит и США.

6. Пока что Китай смягчает свою позицию по Тайваню. Reuters сообщает, что Си заявил Байдену, что у Китая нет планов военных действий против Тайваня в ближайшие годы, но изложил условия, при которых может быть применена сила. Официально же Си заявил, что США должны предпринять практические действия для выполнения своих обещаний не поддерживать независимость Тайваня, прекратить вооружать Тайвань и поддерживать мирное воссоединение Китая. Видимо, это и есть китайские условия.

7. Китай и США остаются конкурентами, Байден продолжает называть Си диктатором в ответ на прямой вопрос СМИ (ничего другого без потери лица он сказать не может), но обе страны заинтересованы в том, чтобы не доводить дело до жесткого конфликта. Китайская экономика находится в трудном положении, и руководство Китая не собирается усугублять его – а для США в условиях жесткого противостояния с Россией важно "потепление" в отношениях с Китаем. Си, кроме того, заинтересован помочь Байдену перед американскими выборами, рассматривая его как более предсказуемого партнера, чем Дональда Трампа.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены