Владимир Милов написал хорошую колонку о том, какую важную роль играют политэмигранты в жизни стран после падения режимов, приведших к появлению политэмигрантов.

Реально играют важную роль. Конечно, в истории нашей страны есть огромный, фундаментальный пример, когда мощная эмиграция - реально, цвет нации, оказавшийся за границей - никогда не сыграл политической роли.

Речь о эмиграции после революции и гражданской войны 1917-22 годов. Конечно, эмиграция не растворилась. Русская литература ХХ века - это не меньше Набоков, Цветаева и Бунин, чем Ахматова, Шолохов и Булгаков. Художники - Кандинский, Гончарова, Шагал - так вообще завоевали мир. Но политическая эмиграция - и интеллектуалы, и практики, администраторы, военные - никакой роли не сыграли.

Правда, "не сыграли" они как раз в тот момент, когда решающую роль в судьбе России играли именно политэмигранты. Люди, много лет жившие за границей, люди, десятилетиями публиковавшиеся в зарубежных изданиях. На каждого Врангеля, не сыгравшего никакой роли после отъезда, есть Ленин, сыгравший после приезда.

Так что Милов прав. Это, в сущности, база. Однако увидеть это сейчас трудно - как было трудно увидеть в Чили, в Испании, в Греции когда-то. Как было трудно увидеть в Российской империи в 1915 году.

Политэмигранты будут играть важную роль не потому, что они такие крутые - это много, но этого явно недостаточно в политике. Они будут играть важную роль, потому что когда они вернутся - причина, по которой они смогут вернуться - россиян будет тошнить не просто от Путина, а от мысли про Путина. Как в 1991-м году тошнило не просто от Горбачёва, а от всех лидеров прежнего режима.

Константин Сонин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены