Сказка, как всегда — это проповедь патриарха Кирилла:
"Тенденциям хаоса и конфликта мы противопоставляем великий религиозно-политический синтез, некий социальный идеал, еще в XIV веке провозглашенный святым преподобным Сергием Радонежским: "Воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего"".
Сергий точно вот прям так и сказал?
Обычно этот его текст цитируется иначе – "дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего".
В патриаршей цитате пропущено слово "страх", что радикально меняет смысл. Согласно обычной версии (берем ее у Трубецкого из "Умозрения в красках"), преп. Сергий повесил икону Троицы для братии монастыря – чтобы она (братия) не боялась царящего вокруг обители беззакония.
Реальную рознь озверевших (святорусских) князей и бандитов с помощью иконы победить вряд ли можно. А вот победить свой собственный страх перед земными властями с помощью такого взирания и в самом деле реально.
Увы, точно установить первоисточник этой цитаты трудно. Обычно ссылки даются на Житие, написанное Епифанием Премудрым. Но там как раз этой фразы и нет. Пред нами интереснейший богословский новодел, созданный двумя авторами: Павлом Флоренским и Евгением Трубецким в начале 20 века.
Флоренский: "Преподобный Сергий строит храм Пресвятой Троицы, "чтобы постоянным взиранием на него, — по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия, — побеждать страх пред ненавистной раздельностью мира" ("Троице-Сергиева Лавра и Россия").Фраза "по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия" вроде бы снимает ответственность с самого о. Павла.
Однако комментаторы трудов отца Павла игумен Андроник (Трубачев) и С. М. Половинкин прямо говорят: "Источник цитаты не обнаружен" (Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. стр . 768). И добавляют: "Выражение могло быть заимствовано из книги: Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. М., 1916. С. 12".
Трубецкой писал: "По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, "поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".
И.К. Яхонтов цитирует только первую "часть" этой мысли по сергиеву житию Пахомия Логофета (Серба): "…посреде же церковь большу воздвиже, отвсюду видима яко зерцало…" (Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с.73).
Аналогично и Балдин (Балдин В. И. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля), давая при этом ссылку на Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Московским. Сентябрь, вып. III.
! Орфография и стилистика автора сохранены