"Как свидетельствуют исторические источники, святой Николай на соборе дал пощечину Арию" — сказал п. Кирилл сегодня.
Тысячу раз было сказано и доказано, что нет таких "исторических источников".
Впервые рассказ про пощечину встречается лишь через почти тысячу лет после событий — в XIV веке. Впрервые - у католического автора венецианца Петра де Наталибуса (Petrus de Natalibus, Петр Наталис). Его "Сборник житий святых" (Catalogus sanctorum et gestorum eorum) был написан им приблизительно в 1369-1372 годах, а впервые напечатан в 1493 году в Виченце.
Именно у него впервые рассказывается о заушении свт. Николаем еретика на Никейском Соборе, хотя в версии Наталиса святой наносит удар не самому Арию, а просто некоему арианину:
"Рассказывают, что святой Николай, будучи уже стариком, присутствовал на Никейском соборе, и из-за ревности веры ударил некоего арианина в челюсть, из-за чего был лишен митры и паллия; поэтому его часто изображают без митры. Но однажды, когда он совершал в епископском облачении Мессу в честь Блаженной Девы, Которую очень почитал, и оплакивал лишение митры и паллия, отнятых у него за излишнюю ревность о вере, внезапно явились при всем народе два ангела, и один вернул ему митру, а второй — паллий. Так он вернул себе знаки епископского достоинства, вновь дарованные ему свыше".
Упоминание про митру это явное указание на очень позднее время возникновения этой легенды. "Расказывают" — значит, сам Петр Наталис об этом нигде не читал, никаких "исторических свидетельств" не видел, а просто поверил бабьим басням.
Сказка про пощечину св. Николая простительна, ибо не сегодняшний святейший проповедник ее придумал.
Но он придумал более мерзкую и антиисторическую вещь: мол, ПОСЛЕ того, как импаратор Константин сделал христианство привилегированной религией, в нее потекли маловеры-карьеристы (это верно), в том числе языческие интеллигенты (отчасти тоже верно: см. Синезий), и вот они-то и придумали ереси вообще, в том числе арианскую.
А это совсем не так.
Во-первых, ни из чего не видно, что еретики 4 века были в чем-то умнее и образованнее апологетов никейской ортодоксии (например, свв. каппадокийцев).
Во-вторых, ересями бурлила до-константинова эпоха истории христианства.
В-третьих, Арий жил в Египте, а Константин получает власть над Египтом лишь после победы над Лицинием в 324 году. Арий же свою теорию стал проповедовать много раньше (раз его осудил Александрийский собор 320 года).
В-четвертых, Арий был ригористом и консерватором. И его теория появилась как раз из его полемики с местным александрийским древним интеллигентом по имени Ориген.
В-пятых, очень некрасиво получилось: обличив мнимую церковность чиновником-приспособленцев 4 века, патриарх тут же стал вручать свои ордена их аналогам века 21-го (он наградил руководство министерства торгового флота).
А в целом его проповедь стала эпизодом его системной войны с интеллигенцией, которую он считает виновницей всех бед России.
В самом деле, а с кем еще воевать человеку, о котором до сих пор неизвестно, получил ли он вообще аттестат о среднешкольном образовании.
В свою очередь, эта его войнушка вполне встраивается в общую политику государственной войны с "либералами" и "западным влиянием", то есть все с той же интеллигенцией.
! Орфография и стилистика автора сохранены