Здравствуйте, Вадим.

Я русский из России, живу в Германии с 2014 года. Видя, что Вы размышляли о роли россиян в войне с Украиной в Вашей колонке на Каспаров.Ru, решил поделиться несколькими мыслями.

Совершенно согласен, что не Путин, а россияне убивают украинцев. Не Путин, а россияне пытают, насилуют, убивают беззащитных, отдают приказы и нажимают на кнопки, пуская ракеты по жилым домам и на головы мирных граждан. Издеваются, лгут и обвиняют самих украинцев. Сволочи! От рядовых до высших званий. Сволочи! Нужно более ёмкое слово, но у меня нет, пусть будут сволочи.

Гражданские сволочи поддерживают Z из своих городов в России, выступают в Эстонии, на Кипре, в Германии, в Испании. Что уж говорить, даже в Украине находятся такие, что ждут "русский мир" и активно помогают российской армии.

Все ли россияне сволочи? Кто-то пытался провести границу город — село, мол, Путин опирается на нищих, ограбленных, оголтелых жителей периферии и их же отправил воевать.

Но, во-первых, есть в селе те, кто против войны. Во вторых — что бы Путин делал без гражданской орды тех, кто продал душу и работает винтиком, простите ворует, в его госаппарате, кто работает на фабрике пропаганды, в судах и полиции, в армиях Газпрома, Роснефти, РЖД и прочих частей присвоенной Путиным экономики.

Есть ли не сволочи? Я думаю, доказывать не нужно, что есть. Много или мало — не суть, но есть нормальные россияне, которые войну не поддерживают, стараются помогать украинцам.

Показательно в этом свете то, что европейские страны планируют или начинают отказывать россиянам во въезде и выдаче виз или как минимум ужесточать правила. Польша, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Дания. Уж до чего отвратительны лошади и прочие твари российского МИДа, но в их заявлениях о том, что это проявление нацизма, есть доля злорадной истины. Некоторые страны не хотят разбираться, кто сволочь, кто олигарх, кто пособник войны, а кто нет. Им проще отвернуться от всего российского народа. Прибалтику и многих других можно легко понять с их историей. Поэтому слова "помогать россиянам" вызовут у них как минимум недоумение.

Так вот, моя мысль в том, что легко отвернуться или предать российский народ. Когда я пишу "народ", я не имею в виду гипотетических чумазых, полуобразованных, бедных жителей периферий, я имею в виду обычных российских людей: дальнобойщиков, продавщиц, работников промышленности, фермеров, айтишников, учителей, врачей, пенсионеров, детей, бездомных, по сути всех, кроме ворья и убийц (коими российское государство в последние декады страстно хочет прославиться, да мало кому это интересно).

Первый на олимпе предателей российских народов — Путин, который подтирался бы каждым россиянином во имя российского государства имени себя, да не станет из-за того, что соскоб с россиянина может попасть не в те руки и выдать страшную тайну о здоровье вождя. Поэтому просто посылает на убой, травит, сливая яды в природу, душит пожарами и ботинками ментов, отбирает деньги и, в общем-то, мало задумывается. Предали народ злые гении империи российской пропаганды за большие мешки денег, предали полицейские и эфэсбэшники за мелкие подачки. Предали и предают госуправленцы всех уровней за возможность воровать и строить себе дома, дачи, покупать машины и любовниц. Система виновата? Ага, щас! Матери предают сыновей, отправляя на войну и надеясь на 7 миллионов. Друзья предают друзей, чтобы у их семей не было проблем из-за того, что кто-то говорит опасные вещи. Ученики предают учителей; а потому что не нравятся или так захотелось. Ближайшие родственники отворачиваются друг от друга из-за разных взглядов на "спецоперацию".

Чувствуете дух доносов и стукачества? Многие уже пробуют, и, судя по новостям, у многих получается. Ничего, маховик доблестных российских стражей порядка пока только раскручивается, а вот если за кровь гарантируют погоны или премии, или за отсутствие её будут перемалывать самих, тогда держитесь, россияне. Вот она, возможность предать и разделаться, как же отвратительно, но заманчиво тянет тёмная бездна.

Я не виню россиян в пакостности и низости и не подвожу к якобы доказательству, что своими взаимными предательствами россияне давали Путину зелёный свет к тому, что он сейчас творит.

Россияне могут быть прекрасными людьми, трудолюбивыми (куда там немцам, думаю, Вы, Вадим, понимаете, о чём я), обязательными, вежливыми, умными. Некоторые из них такие есть и остаются сейчас.

Однако есть народы, которые попробуй предай, есть государства и страны, насчёт которых боятся сказать, что они мудаки. Посмотрите, как обтекаемо и мягко критикуют Германию (по крайней мере, в свободных русскоязычных ресурсах) за политику в отношении России и Украины. А предавать россиян — это легко, это пожалуйста. Сколько западных компаний и государств сотрудничали с российским государственным сектором до войны. Кто виноват в укреплении власти Путина, российские сволочи из народа или труды европейских компаний, которые выполняли бесчисленные проекты для Путина или платили за российский экспорт, деньги от которого затем распределяет Путин? Кем сейчас был бы Путин, если бы с ним не водили дела европейцы от мала до велика? Никем, бывшим президентом. И ведь могли бы не сотрудничать с ним. Естественно, могли, достаточно воли и чего-то ещё, что на счёт не положишь, а именно понимания, что, сотрудничая с Путиным, предаёшь российский народ. Но нет, российский народ — подстилка, они сами себя предать готовы, плевать на них, а делать дела с Путиным хорошо для своего кармана.

Таким вот долгим получилось вступление.

А основная мысль вот в чём. До войны я общался с двумя братьями из западной Украины, они здорово помогали с ремонтом и участком. Один остался в Украине, другой в Германии, и мы по-прежнему общаемся. Несмотря на горе украинского народа, которое мы молча разделяем, наши отношения стали даже теплее. Ещё мы общаемся с девушкой, которая с сыном-школьником бежала из Харькова. Её отца чуть не убило российским снарядом, разрушившим их дом. И, несмотря на это, мы в товарищеских отношениях и помогаем друг другу, например, посидеть с ребёнком, когда взрослым надо на полдня уехать.

С одной стороны — обычная жизнь и обычные люди. А с другой стороны — только слепой не представляет себе, что творят российские военные сволочи в Украине. Могу вообразить, как ко мне и моей семье относились бы поляки, чехи, эстонцы, латвийцы, литовцы, финны или, к примеру, те же датчане, если бы их народ проживал вместо украинцев в Украине.

Украинцы, несмотря на всё, что мы, россияне, с ними сделали, не отвернулись от нас. От меня, от моей семьи. Когда я об этом думаю и сравниваю с европейцами, что-то тихо переворачивается внутри.

В моём маленьком круге ещё есть ежедневные видео Олега Жданова. Он справедливо утверждает, что в Украине воюют россияне и что российское государство — государство-террорист. У него странные представления об истории русских в России и Украине, но ни в одном из прослушанных мной выпусков я не заметил неприязни к российскому народу, вернее народам России. Нормальный человек, профессионал.

Уж не мне судить, хорошо ли в этом конфликте для украинцев и для россиян, что не все украинцы обрубили эту связь, не отвернулись и не плюнули на россиян. Мне было бы понятно, если бы знакомые украинцы отвернулись. Неприятно, но заслуженно стараниями сограждан-россиян.

Рассуждая о вещах, масштаб которых абсолютно не в моей компетенции, согласен с теми высказываниями, что российский народ должен быть сильно встряхнут, чтобы он осознал, что сотворили бесчисленные российские сволочи с Путиным во главе. Но не прижмёт российский народ эту сволочь сам по себе. Слишком сильная сволочь, слишком много вокруг готовых предать или отвернуться. В этом плане мне запомнилось, как Олег Жданов зачитал в одном из выпусков письмо человека из Петербурга, который поблагодарил вооружённые силы Украины за то, что они сражаются в том числе и за российский народ. Я и сам так продолжаю думать, что российскую сволочь удастся стряхнуть, если военную её часть размажут на полях боёв на Украине, после чего собаки в Кремле перегрызут друг друга. Я полагаю, если бы Путин не напал на Украину, он принялся бы за российский народ, власть-то удержать надо. Его родной организацией не забыт профессиональный опыт из советского двадцатого века, как перемалывать собственный народ в кровавый фарш.

Есть у нас ещё одна республика-сосед, где усатый дядька пытается спасти собственную шкуру, а народ тихо смотрит на Украину как на пример для подражания и надеется на её победу.

Так и я надеюсь и верю в силу Украины и украинского народа.

Закончить хотелось бы вот на чём. Моя супруга всегда недоумевает — почему Навальный вернулся в Россию: он же знал, что сядет. Я, если честно, тоже не понимал. Да, он политик-популист, да, он получил за это политических очков, но одного этого мало, чтобы лишить себя нормальной жизни на долгие годы. Значит, есть у него что-то, благодаря чему он решил, что так правильно. Нет такого "чего-то" у Путина, у бесчисленной российской сволочи, у бесчисленных западных путинферштееров. Не пекутся о подобном "чём-то" западные фирмы, выполняющие заказы для Путина, не колышет это западные государства, покупающие ресурсы у Путина. Просто нет статьи для "чего-то" в банковских книгах.

Крайне привлекателен Владимир Зеленский, и дело не в правильных решениях, прямоте и стремлении донести правду, и не в молодом возрасте. А дело скорее в том, что, даже зачищая политическую оппозицию, он обладает "чем-то", благодаря чему хочется верить, что он поступает правильно для Украины.

Есть "что-то" у украинцев, которые не отвернулись от россиян.

За неимением лучшего определения назовём "что-то" "совестью", в широком смысле, смежном с человечностью.

Спит сейчас совесть у многих россиян. Не маячит её понятие у них перед глазами, не тыкают их в неё носом, чтобы они задумались и начали поступать по совести. Очень важно, чтобы со страниц свободных ресурсов интернета россияне увидели себя не в примитивных категориях "плохой русский" — "хороший русский", как запросто нас делят упомянутые страны Европы. А с позиции совести, чтобы перестали предавать и отворачиваться друг от друга, чтобы открыли глаза и взяли ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких, чтобы перестали прислуживать и преклоняться перед сволочью.

"Хороший русский" без совести — лицемер и конкретно или потенциально тоже сволочь. Ему нечего предложить, он готов только брать, примыкая к тем, с кем, ему кажется, будет выгодно. Зато люди со зрелой совестью представляют собой силу, способную что-то изменить. Сейчас не хватает дискурса о совести. В основном перед нами обсуждение внешних проявлений её наличия (задержания за пикеты и сопротивление символу Z в России) или отсутствия. Россияне с совестью разобщены из-за бесчисленных предательств и неверия.

Нужно посвящать этому больше слов, чтобы Россия перестала мертветь в сволочности и предательстве, и давать больше оценочных суждений. Тем более что сейчас, в тяжёлой ситуации, это делать гораздо проще, потому что многим приходится действовать и этим они проявляют себя по-настоящему.

Михаил Германов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter