Часть 1

Читатель, не пугайтесь, статья совсем не претендует на академический или даже научный обзор. В ней нет ни множества цифр, ни тем более сложных, понятных только специалисту терминов и ссылок. Исключительно личные наблюдения, а также информация, полученная от тех, кто остался по ту сторону границы, или тех, кому повезло вырваться и быть по эту.

Кому повезло, кто был прав, покажет время.

Однако уже сегодня при всех ситуациях можно дать однозначную оценку — быть на светлой стороне всегда лучше, чем на той, которая не жалеет никаких средств, чтобы с помощью пропаганды постараться убедить своих и других граждан в том, что именно она светлая. Именно так поступает Россия.

Ее граждане, россияне — кто они? Живущие в Москве, других крупных городах, в отдаленных городках и населенных пунктах? Все! Вне зависимости от национальности, конфессиональной принадлежности, цвета кожи и разреза глаз. Так и только так, а не по принципу, выбранному в тот или иной исторический момент властью. Россияне — все сплоченные "Великой Русью". Сплоченные или завоеванные? Свободные или закрепощенные? Подчиненные себе раз и навсегда? Навсегда? А эти народы с этим согласны? Может быть, они просто до поры до времени вынуждены терпеть, а в глубине сознания давно мечтают об освобождении?

Пока, думаю, все, кто обладает паспортом страны, имеет полное право или вынужден так называться. Сейчас, после развязанной РФ агрессии против Украины, чудовищности творимого под российским флагом, превосходящей все мыслимое, этот вопрос стал очень актуальным. Для одних свершаемое руководством России — предмет гордости, для других — позора и страшного чувства вины перед всеми. Кого больше, где и чем обусловлен тот или иной выбор? — Попробую разобраться.

Первые, оставшиеся в РФ по своей или по чужой воле, при всех волнах эмиграции составляют большинство. Увы, так или иначе, большинство из них поддерживает власть в любых ее проявлениях. Ничего необычного в этом нет. Именно так происходило и в других странах, и в истории России до поры до времени. Потом наступит горькое раскаянье. "Возвратился старик к своей старухе, а перед ней разбитое корыто!" — так описано это в одной из самых известных сказок Пушкина. Можно сказать, что это закон жизни. История неоднократно доказывала — возомнившие о себе и поверившие в свою Богом избранность государства, нации и тем более отдельные люди бывают жестоко наказаны и порой даже уничтожены!

Однако большому количеству россиян это, похоже, неведомо. В российских учебниках об этом заботливо умалчивали. Заменяя не замолкающими голосами кликушествующих "захаровых, киселевых, соловьевых, шейниных, норкиных, поповых, толстых, скабеевых, кузичевых" и прочих, неплохо зарабатывающих на этом. Однако избежать печального итога не удастся ни кликушествующим, ни тем, кто уверовал в их пропаганду. Обязательно придется учиться на своем опыте.

Другая, большая часть населения, продолжает жить по старому принципу — "моя хата с краю, ничего не знаю". Они рьяно готовы соглашаться с любым указанием власти, но потом истово будут уверять, что были не в курсе и даже были против, но из чувства самосохранения до поры до времени молчали. Зато, как только поменяется портрет на стене, рьяно потащат на помойку все старые портреты, бюсты, собрания сочинений и пластинки с речами. Они с пеной у рта будут утверждать, что все время сопротивлялись, осуждали... и так бесконечно — ничего реально не делая.

Обе эти группы социологически обеспечивают власти уверенность в том, что население поддерживает любую их преступную инициативу. Как гласил лозунг времен СССР, "политику партии поддерживаем и одобряем". Куда завел страну этот повсеместный "одобрямс", старшее поколение помнит.

Третья группа — это те, кто не готовы принимать на веру происходящее, в силу аналитических размышлений или просто наличия совести не готовы мириться с происходящим. Многие ощущают свою ответственность за то, что государство творит, в том числе и от их имени. От их только потому, что они являются гражданами страны. Безусловно, можно считать, что третья группа является заложниками и власти, и первой и второй группы сограждан. Велика ли она? Дать ответ на этот вопрос очень сложно, так как выходить на открытый протест на площади и улицы хватает смелости, здоровья, решимости далеко не всем, кто против войны и преступлений власти. В любом случае это самая подвижная группа. Именно из нее наиболее активно пополняются ряды эмиграции, а также ряды тех, кто оказывается в застенках государственных институтов подавления.

На этом описание групп граждан, остающихся в России в силу тех или иных обстоятельств или своего осознанного выбора, думаю, можно закончить и перейти к тем, кто живет за пределами страны, но олицетворяет либо страну с собой, либо себя со страной.

Эмиграция.

Она давно многочисленная. Поколенческая. С 1917 года процесс ее формирования и постоянного пополнения продолжается почти безостановочно. При всем происходившем в стране поток вынужденно перемещавшихся в пространстве, добровольно или в силу обстоятельств принужденных это сделать, является константой России. Одни всё еще являются обладателями только одного двуглавого паспорта и довольствуются или вынуждены довольствоваться в лучшем случае видом на жительство, другие гордо имеют иные паспорта. В любом случае происходящее в России прямо или косвенно влияет на них и их поведение, а они, в свою очередь, влияют на происходящее.

Рискну кратко обрисовать различные группы, составляющие это большинство

Первая состоит из тех, кто уехал по своей воле, готовил себя к эмиграции и ушел в нее сознательно. Истины ради эту группу, как и всю эмиграцию, стоит подразделять по двум основным принципам. Политическая группа — те, кто был вынужден. И экономическая — те, кто ехал в уверенности приобрести за пределами страны "манну небесную".

С теми, кто это готовил, в той или иной степени все нормально и они по большинству не меняют своих взглядов, которые явились катализатором принятия решения навсегда покинуть Россию. Те, для кого произошедшее было скоропалительным решением и явилось "громом среди ясного неба", скорее срочным спасением Свободы, а возможно, и Жизни, оказавшись в относительной безопасности, тоже обычно помнят, кто и что толкнул их на этот шаг. Отсюда и продолжение их отношения к происходящему в России.

Первым легче, у многих вообще все в полном порядке. Вторым сложнее. Им приходится с большим трудом решать даже порой самые простые житейские вопросы. В первой, да и во второй группе есть те, кто считает свою связь с Родиной неразрывной, и те, кто сразу или постепенно осознает, что обратной дороги нет и уже не будет. В любом случае группа эта очень разнообразна по своим политическим и даже идеологическим взглядам. Большинству не нравится политика Кремля, хотя мотивации при этом самые разные.

Вторая группа еще более разношерстная. Это те, кто уезжал в силу экономических проблем, своих или страны. С этой группой проще, так как чаще всего она не имеет ярко выраженных политических взглядов. Если удалось устроиться, реализовать свои планы или, например, удается финансово поддерживать свое проживание вне России сдачей в наем оставленной на всякий случай недвижимости, то у нее все в порядке, и часто она старается держаться подальше от политики, как большинство действовали и во время жизни в России.

Третья группа — те, кто выехал не то чтобы по заданию, но дав подписку о сотрудничестве. Это не шпионы и террористы, это агенты влияния. С ними солидарна группа эмигрантов, которые при всем изменении своей бытовой жизни в лучшую сторону остаются верными слушателями и зрителями российских средств массовой информации и тоскуют, ностальгируют по величию покинутой родины. Приученные еще в детстве и не желающие осваивать новые языки, они остаются верными потребителями российской пропаганды и, соответственно, плодородной почвой для обработки "русским миром".

Подводя итог этого раздела, готов смело констатировать, что многое — демонстрации с колорадскими ленточками, вмешательство в выборы в разных странах, провокации против коренного населения и его исторической памяти — происходит как раз с использованием этой третьей группы. Если не научиться давать всему этому самую жесткую правовую оценку, то подобные эксцессы, подготовленные в Москве, будут продолжаться.

Исходя из вышеприведенной оценки, без каких-либо претензий на научный подход, считаю необходимым объединение первых двух групп эмиграции. Нужна постоянная разъяснительная работа и борьба с третьей группой. Прежде всего, собственная борьба и противостояние. Иначе, как и на всем протяжении ХХ века, враги, которые вынудили покинуть Родину, будут продолжать побеждать. В том, что практически никогда российской эмиграции не удавалось объединиться под одним знаменем борьбы с тоталитарной системой, оседлавшей власть в России, не столько вина наших противников, сколько наша вина. Остается надеяться, что успешная попытка объединения не произойдет слишком поздно...

Пока реальные реакции на происходящее после роковой даты 24.02.2022 встают в один ряд с ситуациями 25.10.1917, 01.09.1939, 22.06.1941 и во многом напоминают ошибки тех периодов.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter