Как только российские танки в соответствии с разведывательными прогнозами журналистов из Bloomberg пересекут границу, рынки взбесятся. Самый большой всплеск ожидается на европейском энергетическом рынке. Разрушительный потенциал связан с огромным значением России для товарных рынков. Это крупнейший в мире экспортёр природного газа и второй по величине экспортёр нефти. Россия даёт почти десятую часть мирового производства меди и алюминия, а также даёт значительный объём других металлов. Значителен вклад России и в другой экспорт. Например, Россия является крупнейшим экспортёром пшеницы. При этом война на территории Украины автоматически прервёт поставки продуктов питания в другие страны. Украинское сельское хозяйство остаётся крупным и кормит не только Украину.
Война пока ещё не началась, но страх перед сбоями уже привёл к росту цен. 26 января нефть марки Brent приблизилась к 90 долларам за бочку, установив семилетний максимум. Европейская цена на газ составила 100 долларов за мегаватт-час в сравнении с 80 долларами в начале года. Современные товарные рынки очень чувствительны к любым разговорам, особенно о войне.
Надо заметить, благодаря сражению за экологию, ситуация с нефтью стала очень хрупкой. Члены ОПЕК изо всех сил пытаются выполнять квоты на увеличение добычи нефти, чтобы обеспечить допандемийные показатели. В условиях сокращения финансирования "грязной" энергии это нелегко. А вот американские сланцевики умудрились научиться получать личный доход из инвесторов, а не скважин. В результате глобальные резервные производственные мощности упали до опасно низких уровней. Запасные мощности по многим металлам тоже ограничены. Если разразится война, по мнению экспертов, нефть может легко прыгнуть к 120 долларам за бочку и выше. Цены на алюминий могут показать исторические рекорды. А ещё Россия и Украина вместе экспортируют почти треть мировой пшеницы и при выводе таких объёмов с рынков цены могут легко удвоиться. Падение запасов зерна в США и ЕС и плохая погода в Южной Америке и так принесли проблемы на рынке, если сюда ещё добавится Россия и Украина — ситуация станет ещё хуже. Кроме того, Россия является крупным производителем удобрений, и экспортное эмбарго сделает цены на зерно ещё интереснее.
В умах журналистов уже появился сценарий, что хитрые санкции, призванные нанести сокрушительные удары по России, не причиняя большого вреда Западу, могут не успеть сработать, потому что Россия сама отключит Европу от энергоносителей. Раньше считалось, что полное отключение трубопроводного газа из России, на долю которого приходится примерно треть потребления в Европе, немыслимо. Даже в разгар Холодной войны СССР не прекращал экспорт газа. Однако на сегодняшний день СМИ, начав с описаний российского вторжения в Украину, умело продолжают развивать наступление, и сейчас описываются сценарии, где Путин сможет позволить себе энергетический шок Запада.
Исходя из средних цен на газ в конце 2021 года, полное отключение Европы от газа обошлось бы "Газпрому" примерно в 220 млн долларов в день. Если бы подобное эмбарго продлилось три зимних месяца, упущенная прибыль компании составила бы 20 миллиардов долларов. Убыток такого размера был бы разрушительным для шаткой советской экономики. Однако у Путина сегодня около 600 млрд долларов в резервах, и потеря 20 млрд не сыграет большой экономической роли в краткосрочной перспективе. Бряцанье оружием из-за Украины уже привело к резкому росту цен на газ и нефть, и по прогнозам "Газпром" в этом году получит прибыль в 4 раза выше, чем в 2019 году.
Если с ценами и их ростом всё очевидно, возникает вопрос, насколько критично для Европы воплощение основанных на разведданных журналистских предсказаний. Что если Путин действительно крутанёт вентили?
В этом захватывающем сегодняшнее воображение сценарии проблемы неизбежны. Наиболее остро последствия отразятся на Словакии, Австрии, Италии и Германии. Германия, заботясь об экологии, закрыла свои АЭС и теперь критично зависит от сжигания российского газа. Германия крупнейший потребитель газа в Европе, на неё приходится почти четверть от общего потребления, причём половина экспортируемого немецкого газа приходит из России.
Хорошая новость в том, что крупные инвестиции в СПГ и регазификационные заводы привели к тому, что в Европе много неиспользуемых мощностей. Порядка 50% этих предприятий не загружены. Теоретически можно обеспечить достаточные объёмы, чтобы заменить почти две трети импорта российского трубопроводного газа. Бизнес-аналитики отмечают, что когда в конце прошлого года европейские правительства подняли себе цены на газ в несколько раз, конвои танкеров с СПГ были перенаправлены из Азии в Европу. Слухи на рынках говорят, что новые конвои уже скоро будут. Даже Китай, предвидя прибыль от европейских цен на газ, надеется продать большой объём СПГ.
Ещё одним источником устойчивости Европы является количество газа в хранилищах. В настоящий момент объёмы хранения ниже пятилетней нормы. Однако благодаря тому, что погода в этом году работает на пользу демократиям, к весне ожидается количество газа, достаточное, чтобы компенсировать два месяца жизни без российских трубопроводов. Также у Европы есть резервный газ, который обычно недоступен для реализации на рынке. Этих объёмов достаточно, чтобы добавить ещё один месяц жизни без путинского газа.
Бесспорно, отключение газа Путиным будет очень неприятно для Европы. Однако проблемы будут оплачены европейским налогоплательщиком, но физических проблем и пропагандируемого российскими СМИ замерзания быть не должно. Перспективы роста цен в Европе грустны. Даже без Путина, исключительно своими силами по прогнозам Европа в этом году потратит на энергию около 1 трлн долларов по сравнению с 500 млрд долларов в 2019 году. Но в долгосрочной перспективе Россия заплатит большую цену. Газпром столкнётся с массовыми коммерческими последствиями, начиная от штрафов, заканчивая проблемами с долгосрочными контрактами из-за такой агрессивной ненадёжности. СП-2 гарантированно так и останется лежать на морском дне, как памятник идиотизму. Более того, в ненадёжности России сможет убедиться даже Китай.
Сегодня становится уже очевидно, что такие журналистские сценарии российской агрессии заставят Европу прилагать гораздо больше усилий, чтобы сократить зависимость европейского потребителя от российского газа. Европейские руководители готовы пожертвовать кошельками своих избирателей уже даже не из-за рисков надёжности, но и из-за того, что потребление российского газа спонсирует Кремль. Бизнес Газпрома в Европе разрушается, вытесняемый СПГ. Европейцы выучили урок и готовы переплачивать за свою свободу.