Как обычно перед Рождеством возобновляются споры по поводу того, когда его праздновать. Тем более, что 25 декабря Рождество празднуют не только католики и протестанты, но и большинство православных церквей. Они используют новоюлианский календарь, который до 2800 года совпадает с григорианским. В ХХ веке верность юлианскому календарю сохранили Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская церкви. Календарный вопрос не носит догматического характера – это сфера традиции. Более либеральные православные обычно выступают за перемены (или не исключают их), консерваторы, напротив, считают календарную реформу недопустимой. Но сама по себе реформа не является основанием для разрыва молитвенного общения между церквями.

Так что заявление главы Православной церкви Украины (признана четырьмя православными церквями) митрополита Епифания о возможности перехода украинских православных на новоюлианский календарь вызвало предсказуемо разноречивую реакцию. Но тут же стало известно, что Епифаний высказался сугубо гипотетически, имея в виду возможный перенос празднования Рождества (как и других праздников), когда это поддержат большинство верующих. А с этим проблемы, даже если отвлечься от украинской религиозной ситуации, когда большинство практикующих верующих, регулярно (а не только по большим праздникам) ходящих в храмы, сохраняют верность Украинской православной церкви – самоуправляемой части Московского патриархата.

Дело в том, что переход на новоюлианский календарь – это признак адаптации к интересам государства или к ситуации в обществе. Когда, например, православные греки и сирийцы в многоконфессиональной Америке отмечают Рождество вместе с представителями других общин, протестантами и католиками. То же, например, относится к миссионерской деятельности в Африке. Вошедший в состав РПЦ в 2018 году Западноевропейская архиепископия также придерживается этого календаря.

Но, наряду с адаптацией, есть и понятие идентичности, стремления защитить свою "самость" - и в ряде случаев оно оказывается более значимым. Например, для польских православных, которые официально приняли новоюлианский календарь вместе с автокефалией, полученной ими от Константинополя в 1924 году – и сделали это под давлением польского государства, стремившегося максимально отгородиться от любой русской традиции. Однако большинство верующих Польской православной церкви – это этнические белорусы, украинцы, лемки, которые не хотят "растворяться" в польском католическом окружении и на практике всегда придерживались юлианского календаря. В 2014 году Польская церковь официально вернулась к старому стилю, сохранив в то же время за желающими того приходами права придерживаться новоюлианского календаря.

Интересно, что Епифаний, комментируя свою идею, отметил, что наибольшее неприятие она вызывает на западе Украины – то есть там, где ПЦУ наиболее влиятельна. Там для православных (не только УПЦ, но и ПЦУ) верующих остро стоит вопрос о том, чтобы сохранить свою идентичность и не слиться с греко-католиками. Так что православие полифонично, а идеального соотношения между адаптивностью и идентичностью добиться вряд ли удастся. А слом традиций может привести к негативным последствиям, которые не удастся преодолеть в течение веков – как русский Раскол.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены