С предателями внутри шансы на победу в войне сильно уменьшаются. Один из известных случаев попытки госизмены, который в деталях описан в недавней книге Брэда Мельцера, – заговор, целью которого было убийство Джорджа Вашингтона. В заговоре были замешаны губернатор и мэр Нью-Йорка и несколько телохранителей самого генерала Вашингтона. Можно только гадать, чем закончился бы исторический эксперимент, возглавляемый Континентальным конгрессом, если бы попытка госизмены была успешной.

Перенесемся на 250 лет вперед, на эту же неделю прошлого года, когда Армения потерпела сильную военную неудачу. Маленькая страна на Кавказе пыталась выжить в бою против альянса Турции (исторического врага Армении), богатого нефтью Азербайджана (который вел разрушительную войну против Армении 30 лет назад) и России (которая, будучи де-юре союзником Армении, продает Азербайджану передового вооружения на несколько миллиардов долларов). 27 сентября 2020 года вооруженные силы Азербайджана с поддержкой от турецких советчиков и наемными джихадистами из Сирии атаковали населенную и контролируемую армянами Нагорно-Карабахскую Республику.

То, что произошло на поле битвы, было с точностью описано в недавней статье, опубликованной на Military Review. Однако экспертные обзоры затруднились ответить на то, почему и как произошедшее в коридорах местных и глобальных сил привело к таким катастрофическим и во многом неожиданным результатам на поле битвы. Хотя свидетельства геополитического торга по-прежнему крайне скудны, учитывая, что ни одна из сторон конфликта, в том числе и особенно армянское руководство, не заинтересовано в раскрытии правды о произошедшем по причинам, которые станут ясны ниже. Эта статья, тем не менее, предназначена для заполнения некоторых из этих пробелов.

Мог ли Азербайджан начать полномасштабную войну в регионе, где переплетаются экономические и политические интересы многих стран, без хотя бы молчаливого одобрения региональных игроков, особенно России и Турции? Возможно такое, чтобы подготовка такого масштаба была неожиданностью для России, южного соседа Азербайджана? Если нет, поступила ли Россия недобросовестно, не проинформировав Армению о предстоящей атаке или же не снабдив армянскую армию надлежащим образом? Почему армянские власти не обратились к международному сообществу, особенно к Вашингтону и Парижу, как к двум партнерам Минской группы ОБСЕ наряду с Россией, с просьбой помочь остановить турецко-азербайджанское вторжение? Могли ли армянские власти быть принуждены следовать плану, составленному Россией и Турцией, как это было 100 лет назад, в 1920-21?

Пока этот и другие вопросы остаются без ответа, полезным будет изучение того, что произошло на самом деле, чтобы установить причины произошедшего.

Что произошло на самом деле?

Следующие наблюдения ясно дают понять, что в НКР имело место быть преднамеренное поражение вооруженных сил Армении: около 75% армянской армии не вступили в бой с вторгающимися азербайджанцами и оставались в казармах (в Армении) в течении 44-дневной войны. Аналитик обороны России Руслан Пухов, утверждает, что главной причиной поражения было решение Еревана “не явиться на войну”. Силы Армении по всей линии обороны НКР (кроме юга) и Армении не предприняли должных мер по контрнаступлению, чтобы отвлечь и перенаправить азербайджанскую армию от их главного, южного направления.

Более того, не состоялось мобилизации резервистов, добровольцы, которые добрались до передовый с целью помочь оборонительным войскам, не были снабжены боеприпасами, защитной экипировкой, инструментами связи или какими-либо указаниями о том, к каким подразделениям стоит присоединиться. Часто этих добровольцев отвозили на передовую в открытом транспорте, что делало их легкой целью для азербайджанских огромного количества дронов, произведенных Турцией и Израилем.

Ни один склад боеприпасов, дорога или мост не были уничтожены отступающими войсками Армении. И, что может показаться результатом неграмотности, около двух третей систем противовоздушной обороны было уничтожено в течении первых часов вторжения. Система противовоздушной обороны российского производства С-300 была уничтожена на 4й день войны (ещё одна была уничтожена в середине октября). Остатки систем противовоздушной обороны НКР и Армении, которая находится под совместным управлением России и Армении с 2016 года, позволила азербайджанским боевым самолетам и дронам контролировать воздух НКР и даже атаковать территорию Армении. Предложение Washington Post об установке Минской группой бесполётной зоны над НКР было отклонено армянской стороной.

Имели место систематические крупномасштабные попытки подорвать готовность армянской армии до и во время войны. Самым вопиющим случаем стала покупка в мае 2020 (за 4 месяца до начала войны) четырёх истребителей Су-30М у России, которые были доставлены без боеприпасов и ни разу не использовались во время войны. Одно из событий, которое имело колоссальное влияние на возможность армии противодействовать врагу в 2020 случилось следом после Четырёхдневной войны в апреле 2016: армянское правительство отказалось от предложения Израиля о покупке дронов и установки производства боеприпасов.

Многие другие предложения об оказании военной помощи или снабжения вооружением (включая переносные зенитные ракетные комплексы) армянской армии во время войны, как меру противодействия азербайджанскому наступлению по суше и воздушному пространству, были отклонены политическими лидерами Еревана. Недавний арест министра обороны Давида Тонояна и партнера по обвинению в закупке неисправного оружия и крупномасштабного хищения является лишь верхушкой айсберга и, несомненно, призван отвлечь внимание от более крупного заговора с целью подорвать готовность армии во время войны.

Битва за Шуши (неподступную естественную крепость), находящийся глубоко внутри территории, контролируемой армянами, имеющей одну-единственную асфальтированную дорогу ведущую к нему, была настолько плохо организована, что этому нет другого объяснения, кроме как запланированная сдача. Согласно отчётам, азербайджанские войска добрались до окраин города, используя горные дороги, очищенные от деревьев (и таким образом дали возможность проезда легкому пехотному транспорту) компанией, пренадлежащей главе службы национальной безопасности Камо Агаджаняну. При рождении Камо Керимов Абгар-Оглы (отец – азербайджанец, мать – армянка) взял фамилию матери (Агаджанян) в 1992, во время Первой войны в НКР.

За исключением последних дней войны, власти в Ереване кормили публику Армении и диаспоры ложью о том, что ситуация находится под контролем, а человеческие и территориальные потери Армении минимальны, тем самым предотвратив массовую мобилизацию в помощь обороняющейся армии. Кроме того, поток информации тщательно контролировался и любые попытки проинформировать публику о действительной ситуации были опровергнуты Службой Национальной Безопасности Армении и были заклеймены провластными элементами как “попытки помочь врагу сеять панику”. Наконец, договор, подписанный Арменией, Азербайджаном и Россией 9 ноября 2020 года, обязал Армению сдать территории примерно в 2 раза больше, чем территории, которые на самом деле были захвачены Азербайджаном во время войны.

Местные наблюдатели высказывали возможность преступления с первого дня. Председатель инициативы Хельсинки-92 Карен Оганджанян стал одним из первых, кто публично заявил, что война была запланирована под эгидой России и исполнена премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом НКР Араиком Арутюняном.

Факт того, что у России не было реальных стимулов выполнять свои обязательства в качестве юридического союзника и защитника Армении, полностью подтвержден. Более того, подрывая оборону Армении и вынуждая страну быть поверженной в запланированной войне, Кремль, скорее всего, видит прагматическую возможность воплотить свой “План Лаврова” по решению проблемы НКР. “Россия подала победу на дипломатической серебряной тарелке Азербайджану и Турции” – отметил старший сотрудник Европейского совета по международным отношениям Густав Грессель, и вмешалась в НКР, разместив своих “миротворцев” в этом важном регионе. Таким образом, Россия приобрела многое, ничего не теряя.

Было несколько завуалированных отсылок от высокопоставленных российских чиновников об успешных совместных операций в НКР. Пресловутый российский идеолог и лидер Международного евразийского движения, Александр Дугин, был более тонким в своих высказываниях:

"Путин и Алиев с таким трудом выстроили модель, которая привела к такому положительному результату для Баку в Карабахе, с огромным трудом… Усилия были просто титанические. Россия готова помогать друзьям".

Что Дугин подразумевал, так это ожидаемый шаг в сторону присоединения к ОДКБ и ЕАЭС, военный и экономический альянсы руководимые Россией.

Как мы к этому пришли?

Не удивительно, что Россия смогла обеспечить капитуляцию Армении и преподнести НКР тому, кто больше предложит. Ведь у России почти полный контроль над Арменией: парламентские партии, вооруженные силы, разведывательный аппарат, полиция, большая часть экономики (прежде всего энергетика, телекоммуникации и горнодобывающий сектор). В таких условиях России не нужно много усилий, чтобы получить желаемое от Армении. Но как на самом деле Россия это организовала – самая интересная часть пазла.

Недавно младший помощник премьер-министра Пашиняна раскрыл факт посещения в 2015, тогда ещё оппозиционным активистом Пашиняном серии встреч в Москве с оперативниками из Кремля и российскими разведывательными службами. Смена власти в Армении была главной темой обсуждений. Одним из оперативников был Сергей Нарышкин, который в 2016 стал директором Службы внешней разведки России. Любопытно, что близкие отношения Нарышкина и Года Нисанова, российского олигарха азербайджанского происхождения, были обнародованы недавно независимыми российскими СМИ.

Остальное – история, в том числе: как Пашинян стал членом парламента в 2017 году, как сменил Сержа Саргсяна на посту премьер-министра в результате “бархатной революции” в 2018 и как подписал капитуляцию армянских войск в НКР при посредничестве России 9 ноября 2020 года. Как молодой оппозиционер без большой партии и опыта управления забрал власть у большого постсоветского человека и бывшего главы Службы национальной безопасности Армении, при этом не имея проблем с аппаратом безопасности, который известен тем, что давит любое политическое инакомыслие в зародыше? Что на самом деле побудило Сержа Саргсяна уйти с поста без борьбы и передать власть Пашиняну? После капитуляции в 2020 для многих в Армении и НКР ответы на эти вопросы стали очевидными.

Дипломаты США в Ереване, с которыми мы общались спустя год после “бархатной революции” знали, что здесь что-то не так. Они говорили, что не предпринималось никаких действий, чтобы реформировать экономику, чтобы перенаправить внешнюю политику в другую сторону от России или для борьбы с какой-либо важной проблемой. Также дипломаты США были расстроены решением Пашиняна отправить контингент армии Армении в Сирию, чтобы примкнуть к русским. То, что администрация Саргсяна отказывалась делать годами.

Все было настолько тщательно скрыто и выполнено, что оперативникам США потребовалось больше времени, чтобы понять это: “бархатная революция” – российский заговор с целью избавиться от остатков суверенитета Армении и продолжить воплощение в действительность “Плана Лаврова”, оставив при этом сопредседателей Минской группы на морозе.

Путин и его стратеги столкнулись с действительностью: Серж Саргсян не смог бы обеспечить процесс, который трио Путин-Саргсян-Алиев запустили, начав Четырёхдневную войну в апреле 2016 - и решил заменить его. Кремль мастерски сделал акцент на старом, как мир, стремлении граждан Армении избавиться от коррумпированных олигархов у власти и использовал того, кто подходит под описание реформатора – молодого оппозиционного журналиста, который был заключен прошлыми режимами, предложив ему кресло премьер-министра взамен на обеспечение “Плана Лаврова”.

Через 2 года Пашинян получает власть в Армении в июне 2018, в результате “бархатной революции”, не сталкиваясь с проблемами от своего предшественника или России. К удивлению многих, после смены власти Россия продолжала контролировать армию и аппарат безопасности Армении через генералов и апаратчиков с известными связями с Кремлем, включая министра обороны Давида Тонояна и только малозначимые министерские должности ушли к молодым неопытным друзьям Пашиняна.

Диаспора намеренно не была допущена к формированию правительства, а также лидеры оппозиции, которые наряду с Пашиняном годами боролись против старого режима и должны были сформировать власть исходя из соображений открытости национального единства, включая как было предложено Washington Post. Однако главной проблемой для Пашиняна и Кремля было то, что оппозиционные лидеры не были друзьями России и выступали за более тесные отношения с Западом.

Огромная машина пропаганды изображает Пашиняна и его “молодых турков” как “глобалистов” и “детей Джорджа Сороса” (или “Соросят”). И, хоть это полная противоположность истине, это сработало, потому как люди жаждали перемен и быстро поверили в эту хорошо продуманную выдумку. Бывший представитель разведки США с глубоким знанием России назвал это “стандартным сценарием КГБ”.

Народ Армении выбрал гнилое яблоко, но не раз, а два - и теперь он расплачивается за это. Пришло время понять это и вернуть свою страну, сражаясь против того, что все больше похоже на высокопоставленный предательский заговор. Им не нужно держаться за Пашиняна до тех пор, пока он не сдаст остальную часть страны турецко-азербайджанскому консорциуму.

 

Ара Папян – бывший посол Армении в Канаде и член правления Национально-демократического полюса (НДП), прозападного политического движения в Армении, которое выступает за предоставление Армении статуса крупного союзника США, не входящего в НАТО.

Перевод с английского Вазгена Бахчагуляна.

Ара Папян

lragir.am

! Орфография и стилистика автора сохранены