Аиша рассказала, что за неделю до поездки сотрудник уголовного розыска сказал Апти никуда не уезжать, так как ему могут что-то "подкинуть" и его "закроют", но потом он после консультации с руководством из Красноярска сказал, что "не стоит портить отпуск, лучше полететь".
6 апреля Висаева вызвали в УФСБ и записали на аудио образец его голоса, не объяснив, для каких целей. 7 апреля в аэропорту Минеральных Вод их встретили, повезли в отдел полиции, где Апти расспросили о круге общения и отпустили.
Висаев с семьёй поехал в Пятигорск. В съёмной квартире его ждали сестра и мать, которые приехали их навестить из Чечни.
22 апреля Апти вызвали в полицию, где его и жену схватили сотрудники ФСБ — их, по словам Аиши, было около 15 человек. В квартире провели обыск, изъяли телефоны членов семьи и банковские карты.
От Аиши требовали дать показания против мужа, угрожали тем, что он на этот раз не выйдет из тюрьмы через 14 лет и она может его не ждать.
Висаева перевезли в Норильск, где поместили в СИЗО. Аиша вернулась с детьми домой 27 апреля.
Из материалов уголовного дела следует, что Висаев, поддерживая идеи террористической организации "Имарат Кавказ", в переписках в Telegram и Instagram (аккаунты привязаны к номеру, используемому "для тайного общения с соучастниками"), с 30 марта по 5 апреля 2021 года призывал вести вооружённый "джихад" и склонял "Азада Беккаримова" (данные засекречены) совершить самоподрыв на параде 9 мая 2021 года на площади Памяти Героев в Норильске, с 6 по 14 апреля якобы объяснял ему через мессенджеры, как собрать самодельное взрывное устройство, скидывал ссылки с инструкциями и сообщил, где он спрятал приобретённые порох и металлическую дробь.
"Беккаримов", который выступает в деле главным свидетелем, все рассказал ФСБ. 14 апреля якобы был найден пакет со взрывчатым веществом, патронами, дробью и металлической банкой в подвале многоэтажного дома, где находится квартира Апти.
Экспертиза показала, что отпечатки пальцев на банке непригодны для идентификации.
По версии обвинения получается, что Апти пользовался телефонным номером тайком, но в привязанных к нему аккаунтах указал реальные данные и на аватарку поставил своё фото.
23 апреля сотрудники ФСБ провели обыск в квартире Апти и якобы обнаружили экстремистскую литературу, пистолет (по словам Аиши, это игрушка детей, которая стреляет алюминиевыми пульками), "средства связи" (ноутбук и кнопочный мобильный телефон, в котором была сим-карта с "секретным номером"), банковские карты, вещества и компоненты для изготовления взрывного устройства. По словам Аиши, им принадлежат только пистолет, карты и ноутбук.
Женщина рассказала, что 18 апреля ей в Пятигорск звонили из аварийной службы Норильска и сообщили, что у них прорвало трубу и затопило соседей. Супруги попросили знакомого приехать, проследить за тем, что происходит, и забрать из квартиры запасные ключи. Их у знакомого 22 апреля забрали сотрудники ФСБ. Аише 23 июня позволили встретиться с Апти, чтобы она уговорила его дать признательные показания и пойти на сделку со следствием, но
она поддержала мужа в намерении "не брать на себя вину за то, чего он не совершал". Апти угрожали, что выдворят Аишу из Норильска или подкинут ей что-то незаконное, посадят в тюрьму, его самого на пожизненный срок отправят в худшую колонию,
где он и год не продержится. Если он подпишет признательные показания, уговаривали его, пойдёт на соглашение и будет секретным свидетелем, то выйдет на свободу через семь лет и сможет "проводить в первый класс свою младшую дочь".
Висаев рассказал адвокатам, что 29 июля в камере норильского СИЗО-4 его избили шестеро сотрудников, трое из них были в масках, а потом перевели в СИЗО-1 в Красноярске. Адвокаты запросили копии записей с камер видеонаблюдения из СИЗО-4, но им не ответили.
Аиша считает, что переписка с "секретного номера" сфабрикована. В нее вставлены аудио- и текстовые сообщения на бытовые темы, которые Апти посылал с реального номера знакомому Радмиру Садыкову, с которым отбывал срок в Норильске.
Висаев считает, что Беккаримов — это Садыков. Он заявил об этом сотрудникам ФСБ и потребовал очную ставку с ним. Те согласились, но не провели ее.
Адвокаты заявили ходатайство, чтобы реальную переписку Апти и Радмира (телефон находится у ФСБ) восстановили, но им отказали. Аиша утверждает, что муж не пользовался Telegram и своей страницы в Instagram у него не было (он только иногда с её помощью пользовался её рабочей страницей). Он не умел этого делать, так как большую часть взрослой жизни провел в тюрьме и "цифровой прогресс обошёл его стороной". WhatsApp на его телефон скачала Аиша и учила его им пользоваться.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны»)
Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция