Итоги визитов Ангелы Меркель в Москву и Киев оказались не слишком эффективными с точки зрения впечатляющего завершения ее карьеры как международного политического лидера. Последовательность визитов была бы оправданной, если бы Меркель добилась от Владимира Путина твердых заверений, которые шли бы навстречу запросам Киева. Но в Москве уходящий германский канцлер получила только цветы и несколько благожелательных слов.

Путин ушел от четких обещаний относительно продления соглашения о транзите газа через Украину после запуска "Северного потока – 2", сославшись на неопределенность спроса на российский газ со стороны европейских покупателей. Ничего нового не появилось и по проблеме урегулирования конфликта в Донбассе.

Так что Меркель везла в Киев очень скромный багаж, и ничего значительного от ее визита в украинском руководстве не ждали. После июльского соглашения Меркель с президентом Байденом по поводу "Северного потока – 2" на Украине резко упало доверие к общим словам поддержки со стороны Запада. Накануне приезда канцлера Владимир Зеленский в интервью немецким СМИ отметил: "Меня больше интересуют результаты, поддающиеся учету, пусть и в ограниченном количестве. Я не ожидаю, что канцлер приедет в Киев с подарками".

Показательно, что встреча Зеленского и Меркель продолжалась лишь около часа. Значит, новых поворотов в обсуждении наиболее волнующих украинское руководство проблем не произошло. На совместной пресс-конференции оба лидера не выглядели довольными. Естественно, Зеленский вновь акцентировал свою главную тревогу. Он заявил, что Киев рассматривает проект "Северный поток – 2" "исключительно сквозь призму безопасности" и считает его "опасным геополитическим оружием Кремля". Меркель могла лишь еще раз подтвердить, что Германия выступает за скорейшее продление истекающего в 2024 г. договора о транзите газа между Украиной и Россией. Слова Меркель о том, что Берлин выступит за дальнейшие санкции ЕС в отношении России, если "трубопровод будет использован как оружие", не являются новой угрозой в адрес Москвы, а лишь повторяют то, что предусматривает ее соглашение с Байденом.

По теме урегулирования ситуации в Донбассе обращают на себя внимание два момента.

Во-первых, Меркель публично заявила, что "Россия является участницей этого конфликта, и поэтому Украина делает правильно, когда отказывается вести переговоры с представителями сепаратистов". Это явное выражение солидарности с позицией Украины, которую Меркель сочла необходимым продемонстрировать в Киеве.

Во-вторых, германский канцлер выразила стремление реанимировать совсем было заглохший "нормандский формат". Она высказалась за проведение нового саммита "нормандской четверки", причем со своим участием, т.е. в ближайшее время, но признала, что сначала надо выработать реальную повестку.

До выборов в Бундестаг остается чуть больше месяца, а до уходя Меркель со своего поста, возможно, месяца три-четыре. И весьма сомнительно, что до прояснения ситуации с новым канцлером и новым составом правительственной коалиции президент Путин захочет возвращаться к переговорам четверки на высшем уровне.

Так что визиты Меркель в Москву и Киев при всем ее стремлении сыграть роль влиятельного посредника все же носят скорее символический характер, подводя черту под прошлым и не приоткрывая будущего.

Александр Ивахник

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены