Исторически сложилось, что религии мира стремятся взвалить на себя воспитание той части общества, до которой могут дотянуться. Своё право на воспитание церковь объясняет исключительной высокодуховностью и тесными контактами со сверхъестественными сущностями, дающими уникальные знания о том, как жить правильно. Конфессий много, сверхъестественных сущностей — ещё больше, при этом у каждой религии есть единственная и неповторимая истина. Впрочем, многие конфессии повторяются в стремлении воспитывать людей, которые по приказу государства убивают других людей. Жрецы, приносящие жертвы богам для привлечения удачи, со временем преобразились в военных священников, прекрасно чувствующих себя и в XXI веке.
Один из интересных примеров присутствия религии в военных структурах — американский корпус капелланов.
История корпуса военных священников США началась ещё в годы борьбы за независимость. Законодательно корпус был создан актом первого континентального конгресса 29 июля 1775 года. На сегодняшний день он состоит примерно из 2500 штатных капелланов в офицерском звании и такого же количества помощников из рядовых и сержантов. Один капеллан приходится примерно на 700 военнослужащих.
Более 75% верующих в американских вооружённых силах — христиане. Менее 2% составляют мусульмане, около 1,6% — иудеи, также есть буддисты и индуисты. Почти 10% военнослужащих заявляют о себе как о "секуляристах": не принадлежат к конфессиям, но в бога верят. Менее 8% — атеисты. Представлена даже "церковь Сатаны", которая имеет своих последователей и своих армейских капелланов. Подготовка военных священников происходит в специальном центре. Туда принимают политически благонадёжных лиц с образованием, высоким уровнем интеллекта и с хорошими физическими данными. Кандидаты должны иметь рекомендацию от своей церкви. Выпускникам присваивается первичное воинское звание второго лейтенанта.
Военные капелланы в США подчиняются командиру своего соединения по служебным вопросам, а по религиозным — капелланской службе. Особенность американской армии — отсутствие отдельных офицеров по воспитательной работе и психологов. Их функции выполняют капелланы. В соответствии с законом о службе военных капелланов, они обязаны помогать не только представителям своей конфессии, но и любому военнослужащему своего подразделения.
Каппелан в армии США в Афганистане. 2010 год.
Похожим образом, с некоторыми локальными особенностями, устроены службы военных капелланов в Великобритании, Германии, Франции и других западных странах. Священников активно применяют в зонах боевых действий. Прошедшие специальную подготовку военные капелланы благоприятно влияют на воюющих солдат, улучшая их моральный дух и снижая количество стрессов.
В России армейские священники со всей страной шли по особому пути. До 1917 года всё было в общих трендах. На 1914 год в Русской императорской армии было около 730 священников, а также дьяконы и псаломщики. В разгар Первой Мировой войны количество пришлось нарастить до 5000 священников. Помимо духовных задач, капелланы должны были оказывать медицинскую помощь раненым, помогать при эвакуации, заниматься различными гуманитарными задачами в армии. Прошло несколько лет, и количество военных капелланов на территории уже бывшей Российской Империи сократилось до нуля. Наступило время политруков, одной из функций которых стали объяснения, что вера в религию — плохо, а вера в коммунистическую партию — хорошо.
В течение 70 лет душами советских военнослужащих занимались атеисты-коммунисты. С переменным успехом, с плевками в спины. Потом оказалось, что коммунисты ошибались, и после некоторого перерыва страна вернулась в лоно христианской церкви. Возвращение шло постепенно. Так, 24 января 2010 года министром обороны Российской Федерации подписано положение "Об организации работы священнослужителей с военнослужащими в воинских частях Российской Федерации". Епархии и до этого работали в военных частях, но с этого момента должность полковых священников была введена официально. При этом в армии никуда не делись помощники командиров по воспитательной работе, которые с 2018 года были переименованы в политруков. В итоге к 2021 году Россия стала уникальной страной, где за мышление защитников отечества отвечают одновременно потомки коммунистических политруков и представители религии. И вся эта духовность и патриотизм дивным образом сочетаются с "рыночными отношениями" в вооружённых силах, когда с солдат и офицеров регулярно требуют оплаты повреждённой по разным причинам техники.
Освящение истребителя в российской армии.
Освящение оружия — давняя процедура, часть рутинной работы священника российской армии. Освящают всё: автоматы, выстроенных на плацу солдат, бронетехнику, самолёты, ядерное оружие. У РПЦ здесь нет никаких ограничений. К сожалению, неизвестны расценки на эти услуги для военных изделий. Но, например, в 2012 году в сети активно обсуждались неофициальные цифры на освящение ракет-носителей на Байконуре. Тогда утверждалось, что за одну ракету-носитель представители РПЦ получают около 170 000 рублей. Впрочем, цифра не подтверждена. В 2019 году штатный поп Байконура Серёжа Бычков божился, что РПЦ "двигает прогресс", освящая ракеты совершенно бесплатно. Впрочем, во сколько бы ни обходилась процедура бюджету страны, гарантии попы не дают. Ракеты регулярно падают и с божьим словом.
Год назад в РПЦ разгорелась занятнейшая дискуссия на тему освящения оружия. Межсоборное присутствие Русской православной церкви (РПЦ) предложило перестать освящать оружие, использование которого может привести к "гибели неопределенного количества людей". Было заявлено, что освящение оружия неизбирательного действия и массового поражения не отражено в традиции православной церкви и не соответствует "Чину благословения воинских оружий". При этом от освящения остальных типов отказываться не предлагалось. Однако уже через несколько недель первый зампредседателя синодального Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Александр Щипков выразил несогласие с планами Межсоборного присутствия:
"Церковь не может благословлять человека и его миссию наполовину. Включение темы запрета на освящение тех или иных видов оружия в политическую повестку — косвенный удар по доверию народа к армии и суверенитету страны. Внешнеполитические конкуренты России воспримут запрет освящать то или иное оружие как внутреннюю слабость государства, тогда как наше оружие — гарант нашего суверенитета и исторического выбора. В отношении ядерного оружия нужно учитывать принцип презумпции невиновности и критерий исторической репутации. В склонности к необоснованному применению ядерных сил необходимо каяться отнюдь не нам. Нам остается лишь констатировать, что наша политика разумной оборонной достаточности лежит в русле христианских принципов".
Занятным образом позиция РПЦ по ядерному оружию совпадает с позицией главы государства.
"Агрессор всё равно должен знать, что возмездие неизбежно, что он будет уничтожен. А мы — жертвы агрессии, и мы как мученики попадём в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют" — Владимир Путин.
Прошедший 2020 год ознаменовался ещё одним событием слияния РПЦ и армии. Российские вооружённые силы приняли на вооружение храм цвета хаки. Сооружение высотой почти 100 метров построено в шойговском парке "Патриот". Примерно половину средств на строительство выделили из бюджета Москвы и Московской области. Вторую половину официально составили народные пожертвования. По неофициальным данным, деньги вымогались из военнослужащих армейским способом.
История новенького храма быстро заполнилась яркими эпизодами. Например, зам Шойгу Тимур Иванов заявил, что в исторической экспозиции храма "находятся настоящие реликвии. Там есть уникальные вещи, вплоть до костюма Гитлера, который сохранился до сих пор, там есть фуражка Гитлера". Порадовали и архитектурно-языческие изыски, вроде ступеней, отлитых из переплавленного оружия Вермахта. Главной изюминкой храма стали мозаики с изображениями Путина, Шойгу, Матвиенко, Сталина и других выдающихся исторических персонажей. Изображения были изготовлены и установлены, но из-за разгоревшихся дискуссий демонтированы и отложены "до лучших времён".
Стоит отметить, что РПЦ и вооружённые силы не только смотрят в героическое прошлое, но и работают над высокотехнологичным будущим. Например, над десантируемыми храмами ВДВ. Довольно известное сооружение сбрасывается с военно-транспортных самолётов, имеет дизель-генератор, холодильник, кондиционер, комплект мультимедийной аппаратуры. Аэромобильный храм предназначен для "обеспечения отправления культа военнослужащими ВДВ православного вероисповедания непосредственно в местах проведения учений или в зонах вооруженных конфликтов".
"Десантники любят быстроту и натиск — скорость развертывания и свертывания мобильного храма составила всего 5-6 минут!" — Иерей отец Андрей Шеломенцев.
В 2013 году стало известно о тестировании передвижного храма на базе грузовика "КамАЗ". Сообщалось, что машина предназначена для духовного "окормления десантников в ходе учений и вооруженных конфликтов". Такой техникой предлагалось оснастить все части российских ВС.
В прошлом году выставка "Армия-2020" порадовала форменными рясами для войсковых священников. Среди моделей есть парадные и полевые варианты. Там же были замечены "воинские свечи" цвета хаки и другая церковно-боевая атрибутика.
Есть мнение, что, несмотря на тесное взаимодействие с вооружёнными силами, Гундяеву не хватает возможностей влиять на мозги солдат. В октябре 2019 года в своей речи на Всемирном русском народном соборе Гундяев буквально жаловался на проблемы РПЦ:
"У церкви нет армии, у церкви нет даже достаточного количества материальных средств, чтобы создавать духовную оборону. Именно поэтому мы призываем весь народ быть с нашей церковью".