29 апреля 1909 года Дэвид Ллойд-Джордж, занимавший тогда должность канцлера казначейства, внес в парламент предложения, которые получили название "Народного бюджета". Ллойд-Джордж хотел резко повысить подоходный налог, ввести налог на сверхприбыль, сильно увеличить налог на наследство.

Полученные таким образом деньги, которые должны были заплатить прежде всего владельцы собственности, предполагалось направить на многочисленные социальные программы.

Великобритания, одна из богатейших стран мира, как, впрочем, и все остальные страны, в тот момент практически не проводила никакой социальной политики. Здесь все еще господствовали представления о том, что если человек беден, то он сам виноват. Выгнали с работы? — плохо работал. Заболел? — притворяешься, просто работать лень. Ну или пьянствовал. Старенький стал? — ищи богадельню, где о тебе будут заботиться…

Еще во время англо-бурской войны врачи обращали внимание на явные следы недоедания у множества призывников из низов общества. В ответ либералы ввели бесплатные школьные обеды. Уровень образования был слишком низок для столь развитой страны, как Великобритания, и были введены стипендии для школьников. А еще альтернативные наказания, которые позволяли не отправлять детей в тюрьму — это в Англии, где еще в XIX веке детей приговаривали к смертной казни. Либералы всячески добивались бесплатных медицинских осмотров детей в школах, ввели биржи труда для безработных, установили минимум заработной платы, страхование от несчастных случаев, страхование по болезни и много всего другого, что принесло им славу революционеров, которые хотят ниспровергнуть существующий строй.

Для всех этих и многих других реформ нужны были деньги, и поэтому и был предложен "Народный бюджет". Он, естественно, вызвал бурю в парламенте. Консерваторы, считавшие, что бюджет надо пополнять за счет таможенных пошлин, а вовсе не за счет налогов на богатых, были возмущены. Ллойд-Джордж в ответ в одной из своих речей заявил, что "полностью экипированный герцог стоит столько же, сколько содержание двух дредноутов, при этом герцоги вызывают такой же ужас как дредноуты и живут дольше".

Страсти накалялись. Ллойд-Джорд и его тогдашний соратник Уинстон Черчилль превращались в глазах общества чуть ли не в социалистов. После многочисленных бурь палата общин приняла "народный бюджет". Палата лордов ожидаемо отказалась его утверждать. Что интересно, на лордов стал давить король. Тогда они заявили, что утвердят бюджет, если либералы проведут всеобщие выборы и получат мандат общества.

И знаете что произошло? Выборы прошли, либералы получили пусть не огромное, но все-таки большинство. Лордам пришлось уступить. К их ярости в 1911 году был предложен закон, вообще ограничивающий право верхней палаты блокировать законы, касающиеся бюджета. И этот закон им не удалось остановить, потому что король пообещал сделать несколько сотен либералов лордами, и члены палаты решили, что лучше они уступят по этому вопросу, чем будут дальше заседать вместе с множеством либералов.

Сегодня можно по-разному относиться к тому перераспределению богатства в стране, которое предложил Ллойд-Джордж. Есть экономисты, считающие такую политику гибельной и ведущей к диктатуре государства. Есть те, кто называют ее единственно правильной и справедливой.Но в тех скандальных парламентских дебатах распространялась и укреплялась мысль о том, что слабые имеют право на защиту. Хорошая мысль.

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены