9 декабря 1836 года в Петербурге в Большом театре состоялась премьера оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя". Вообще-то сам Глинка назвал оперу "Иван Сусанин", но чиновник, приглядывающий за постановкой, решил, что название недостаточно патриотично. Переназвали.
В опере речь идёт о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву, точнее — под Кострому, где в монастыре прятался будущий русский царь Михаил Романов. Понятно, что весь русский народ тут же поднимается против захватчиков. Один из главных эпизодов этой борьбы — подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина из села Домнино, который завёл вражеское войско в болото. Сусанин погиб, но тут подоспела русская рать под водительством Минина и Пожарского, и поляки были разбиты. Этот исторический эпизод особенно часто вспоминался во время Отечественной войны 1812 года, что, собственно, и побудило Глинку к созданию оперы.
Финал оперы — величественный хор "Славься". Композитор и музыкальный критик Александр Серов писал об этом хоре как об одном из высших бессмертных созданий Глинки. "Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября (по старому стилю) 1836 года в истории русского искусства", — писал он после премьеры. На ней присутствовал сам Николай I и в знак своего особого одобрения пожаловал Глинке бриллиантовый перстень.
После Февральской революции опера была снята с репертуара — либеральному Временному правительству монархическая идея оперы была не по вкусу. Но при советском режиме оперу решили восстановить. Правда не в качестве "Жизни за царя", а в качестве "Ивана Сусанина". Занимался этим сам Луначарский, который решил, что героика оперы вполне подходит для героической советской эпохи. Музыку решили оставить, но сюжет подрихтовали в соответствии с требованием времени. Иван Сусанин стал передовым председателем сельсовета, горой стоящим за советскую власть. Ваня стал комсомольцем. А вот поляки снова остались поляками — в то время Советы как раз воевали с Польшей. Величественный хор в честь романовской династии превратился в гимн советской власти. Пели бодро и весело: "Славься, славься, советский строй!"
Но — увы — героическая опера не прижилась. Во-первых, Тухачевский и Красная армия позорно драпанули от маршала Пилсудского. Во-вторых, особо продвинутые большевики с тонким слухом улавливали в глинковской музыке "монархический дух". Оперу с репертуара сняли. Но в 1939 году, когда близилась война и требовалось поднимать народный патриотизм, постановка снова была возрождена. Уже, впрочем, на сцене московского Большого театра. Понятно, что под названием "Иван Сусанин". И тоже несколько отличалась от оригинала. В новом советском либретто, написанным поэтом Сергеем Городецким, царь вообще не упоминался. Хотя поляки снова остались. В результате не ясно было, зачем они попёрлись под Кострому мимо Москвы. Подвиг Сусанина вообще потерял смысл: он погиб, спасая многотысячное войско Минина и Пожарского от жалкой горстки поляков. Премьера не впечатлила и Сталина. Он был недоволен, "почему на сцене так темно? Нужно больше света, больше народу!" После того, как все его пожелания были учтены, критики с большим восторгом отозвались об опере.
Ясное дело, сейчас патриотическая опера Глинки с успехом идёт на российской сцене. Разумеется под названием "Жизнь за царя". В первой редакции либретто немецкого барона Георга Розена. Это ж такая мощная скрепа.
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






