Свидетелю стала известна деятельность организации в 2007 году, когда он познакомился с публицистикой Юрия Мухина. Остальных подсудимых он знает с 2010 года, тогда он вступил в движение "Армия воля народа" (АВН).
"Пономареву" понравилась идея Мухина о проведении референдума за ответственную власть. После запрета "АВН", по словам свидетеля, обвиняемые решили продолжить деятельность организации под другим названием ИГПР "ЗОВ". В частности, основные документы организаций "схожи до уровня смешения". Кроме того, согласно его показаниям, существовало две организации "ЗОВ": одна как инициативная группа за проведение референдума, другая как межрегиональное общественное движение.
В организации ИГПР "ЗОВ" свидетель состоял и платил взносы до 2013 года.
Согласно показаниям, в ИГПР "ЗОВ" состояло более ста человек. Обвиняемый Александр Соколов отвечал в организации за поддержание сайта, Парфенов за связь со сторонниками и сбор денежных средств, Кирилл Барабаш за публичные выступления, Юрий Мухин был идейным лидером организации. Сам секретный свидетель отвечал за изготовления листовок и баннеров для организации.
Свидетель заявил, что неоднократно участвовал в собраниях группы. С его точки зрения, на собраниях обсуждались в том числе и противоправные действия. В частности, обвиняемый Барабаш якобы от лица организации публично призывал к насильственному свержению власти. Отвечая на вопрос обвиняемого Валерия Парфенова, свидетель вспомнил, что в ходе митингов в 2012 году Барабаш призывал "пристрелить Путина как бешеного пса", а также вооружаться законными способами. В то же время, свидетель не смог подтвердить, что Барабаш призывал к противоправным действиям от лица "ЗОВ". Организация осуществляла также взаимодействие в том числе с осужденным за подготовку мятежа полковником Квачковым и его сторонниками.
Свидетель заявил, что был вынужден покинуть организацию в связи с несогласием с позицией Барабаша и других сторонников ЗОВ, выступая за мирные перемены без применения насилия.
В то же время, свидетель признал, что ему никто не ставил задачу, связанную с осуществлением противоправных действий. Также "Пономарев" не вспомнил, чтобы такие задачи ставились кому-либо другому.
По мнению обвинения, свидетельские показания данные секретным свидетелем на следствии и в суде отличались между собой. В частности, во время следствия "Пономарев" заявил, что при вступлении Парфенов спросил, готов ли тот пойти до конца и "пролить собственную кровь", в случае, если законно провести свои требования в жизнь.
Свидетель заявил, что давал показания без давления со стороны следствия. В случае невозможности проведения референдума законным путем, по его словам, организация готова была прибегнуть к противозаконным методам. В то же время обвиняемый Парфенов вспомнил, что Сергей Владимирович Кротов, который по его мнению, является "Пономаревым", сообщал ему о возможном давлении на него, через родственника "состоящего на службе в центре по противодействию экстремизму".
Отметим, что это уже второй засекреченный свидетель в этом процессе.
Ранее также стало известно, что по делу ИГПР "ЗОВ" прошли новые обыски у Вячеслава Горбатого, Дмитрия Стерлякова, Олега Григорьева и Николая Щербакова. Обыски прошли в Москве, Подмосковье и Пермском крае. Изъяты банковские карты и электроника.
В рамках основного дела под судом в настоящее время находятся Александр Соколов, Валерий Парфенов, Кирилл Барабаш, содержащиеся в СИЗО "Матросская тишина", и Юрий Мухин, содержащийся под домашним арестом. Их обвиняют в организации деятельности экстремистского сообщества.
По версии следствия, в рамках деятельности ИГПР "ЗОВ" они фактически продолжали деятельность "Армии воли народа", запрещенной как экстремистская организация. Причиной для запрета стала листовка "Ты избрал — тебе судить", авторы которой призывали оценивать работу властей на всенародных референдумах.
Тивур Шагинуров
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter