От кого Путин хочет защититься Нацгвардией, как Кремль испытывает США и кто выигрывает — Кадыров или враждебные ему силовики. Публицист Андрей Андреевич Пионтковский поговорил с Каспаров.Ru о важных политических событиях последних двух недель.
— На прошлой неделе стало известно о создании новой силовой структуры — Нацгвардии. И возглавит ее главнокомандующий внутренними войсками МВД России Виктор Золотов. Почти одновременно появилась информация о том, что Кудрин снова будет работать в команде Путина. Как понимать такие разнонаправленные сигналы?
— Назначение Золотова — фундаментальное событие. Его назначение и создание новой силовой структуры свидетельствует об очень серьезном изменении режима. Это событие говорит о том, что взгляд Путина на характер угроз своему пожизненному правлению изменился.
Назначение Золотова — очень сильный вызов той среде, которая породила Путина, его альма-матер — наследнице Комитета государственной безопасности. Не секрет, что после убийства Немцова ФСБ вела достаточно явную борьбу с тем же Путиным за проведение расследования вплоть до допроса Кадырова. Они совершенно справедливо шли от непосредственных убийц, которые являлись офицерами кадыровских силовых структур, к их начальникам — Гантемирову, Делимханову и к самому Кадырову. Путин этому усиленно сопротивлялся. По его настоянию расследование было официально прервано, и окончательным заказчиком и организатором убийства был объявлен некий шофер Мухудинов, да еще Маркин поведал, что тот действовал чуть ли не по заданию Госдепа.
Тогда ФСБ пошла на беспрецедентный шаг: они одновременно слили через два источника — статью в "Новой газете" "Кто убил Немцова" и доклад Яшина — свой донос на Золотова. Именно он, по существу, был назван организатором преступления.
Причем в этих текстах были оперативные данные, которые не доступны ни Яшину, ни Муратову и могли быть получены ими только от ФСБ.
В частности, информация о том, что Золотов выезжал на Кавказ, где на базе встречался с причастными к преступлению людьми, что он допустил демонстративное убийство на Красной площади, пользуясь своим влиянием в ФСО, и способствовал уничтожению видеоулик.
Такой уровень борьбы спецслужб, да еще и со сливами в публичное пространство, характерен для стадии кризиса авторитарных режимов.
Мне эта ситуация напоминает последние месяцы жизни Сталина и борьбу Берии с личным телохранителем диктатора Власиком и другими генералами спецслужб.
На прямое обвинение Золотова Путин ответил двумя действиями. Во-первых, переназначил Кадырова исполняющим обязанности президента Чечни и пожелал ему благополучного избрания в сентябре, во-вторых, назначил Золотова руководителем новой громадной спецслужбы и переподчинил ему подразделения, которые ранее находились в составе МВД и ФСБ.
Параллельно он ликвидировал два чисто чекистских ведомства — ФСКН и миграционную службу. Они перешли в подчинение министру внутренних дел. Это немыслимое унижение для "чекистских дворян", как их в свое время назвал Патрушев.
Показательно, что оба хода Путина были юридически оформлены 5 апреля.
Возвышая Золотова, Путин идет на очень серьезный конфликт с ФСБ. При этом он создает свою личную систему охраны — классическую опричнину. Она должна его защищать уже не от интеллигентиков, выходящих на Болотную, и не от ожидаемых социальных волнений на Уралвагонзаводе или в моногородах — с ними вполне можно было бы справиться теми же ОМОНами и ОСБОНами, которые находились до этого в структурах МВД и ФСБ. Нацгвардия нужна для защиты от вооруженных людей — от армии и ФСБ. Количество золотовских бойцов — 400 тысяч. Состав российской армии — около 800 тысяч, но туда же еще входят авиация, военно-морской флот, стратегические силы. А вот сухопутных войск — людей с автоматами — всего около 200 тысяч.
Путин понимает, что кризис вступает в такую стадию, когда возможны попытки вооруженного переворота, и инициировать их могут люди, обладающие оружием и определенной властью.
По сравнению с созданием Нацгвардии возможное назначение Кудрина зампредседателя какого-то экспертного совета — это ничего не значащий жестик, обращенный системным либералам и, может быть, немного Западу, намек, что возможны какие-то экономические реформы. Ну и заранее подоспела информация от "источников из Кремля", что Кудрин, мол, пишет какую-то программу. А что он делал предыдущие 25 лет? Был consiglieri — бухгалтером путинской мафии сначала в Санкт-Петербурге, а потом в Кремле.
— Что в таком случае означает "журение" Кадырова в ходе прямой линии в ответ на вопрос Сергея Доренко о поиске "врагов России"?
— Это реверанс в сторону обиженных Путиным чекистов, однако все оказалось еще серьезнее. Возвышение Кадырова и Золотова вызвало естественное недовольство в этих кругах. Для понимания ситуации я бы рекомендовал всем нашим читателям интервью Елены Милашиной с неким господином Заикиным, опубликованное в "Новой газете". Милашина искусно вытащила из собеседника характерные настроения всего силового блока. На мой взгляд, это интервью было обращено к тем самым обиженным чекистам, и основной его посыл таков: "Ребята, мы все понимаем, Ваше недовольство слишком высоким положением Кадырова нам известно, и мы будем с этим разбираться, но тоньше и умнее, чем вы предлагаете". Не силовой операцией против него, не его смещением, не третьей Чеченской войной, а переподчинением его силовых структур Золотову. После этого мы их потихонечку расформируем, многих пошлем в другие регионы страны — на Дальний восток, в Хабаровск.
Выведенных Кадыровым из леса боевиков мы разоружим и разберемся с ними в течение одного-двух лет, отведенных на формирование Национальной гвардии. Это форма успокоения чекистов.
В той же тональности был и подготовленный вопрос Доренко. С какой смелостью он спросил о том, что Кадыров в Instagram изобразил Касьянова в прицеле снайперской винтовки! Но очевидно, что Кадыров был организатором убийства Немцова. Почему бы отважному журналисту Доренко об этом не спросить своего кумира и заказчика этого убийства?
Все говорит о том, что чеченская повестка дня будет обостряться. Именно она вызвала первый серьезный раскол элит на верхушке власти. Все ждали какого-то противостояния между системными либералами и силовиками, но нет там никаких либералов — ни системных, ни каких-либо других. А вот силовики довольно серьезно раскололись.
Более того, не стоит забывать, что то же интервью Заикина читают и Кадыров, и его 20 тысяч бойцов. Едва ли они будут пассивно ждать, пока с ними разберутся и пошлют их на Дальний Восток, чтобы они там исчезли.
Вся эта проблема не решается, а загоняется вглубь, в результате чего становится только острее. В рамках кадыровско-путинской диархии выхода из этой ситуации нет. Добиваясь Чечни в составе России, мы пришли к России в составе Чечни.
— С чем, на ваш взгляд, может быть связано решение десятков депутатов Госдумы не избираться на следующий срок? В том числе людей, которые казались относительно близкими Путину? Это тоже шаг к формированию какой-то новой иерархии власти?
— Я думаю, если эти люди сами объявили, что намереваются уйти, значит, принято решение их не выдвигать. А связано оно с тем, что Путин хочет обновить состав Думы, причем не только персонально, но и организационно. Бренд "Единой России" сильно потускнел. На этих выборах, по-крайней мере в одномандатных округах, гораздо энергичнее будут продвигать людей из так называемого Общенародного фронта, единственное достоинство которых — совершенно беспредельная преданность Путину. Это смена старой элиты молодыми хунвейбинами, но пока в гораздо менее радикальной форме, чем это происходило в Китае.
— Перейдем к внешней политике. Что означают для России итоги переговоров о заморозке цены на нефть?
— Они означают, что ожидать ее повышения не стоит. Она будет болтаться примерно на уровне 40 долларов за баррель, как это и происходит.
Кроме того, все это доказывает, что ориентация на каких-то новых геополитических союзников, которых Россия якобы обрела после разрыва с западом, ничем не была оправдана. Большие разочарования принесла Кремлю и позиция Ирана, и позиция Китая. Последний вовсе не рвется давать Москве дешевые кредиты, а стремится максимально использовать создавшееся положение для укрепления своих позиций на территории Дальнего Востока и Сибири. Об этом свидетельствуют десятки кабальных соглашений, заключенных с Китаем в последние годы. В том числе новые — о переводе целого ряда экологически вредных китайских производств на российскую территорию.
Иран и Китай — две кошки, которые уже два тысячелетия ходят сами по себе, и в своих геополитических решениях они будут руководствоваться всем, чем угодно, только не комплексами и фантазмами российской политической элиты.
— От геополитических "друзей" обратимся к геополитическим "врагам" в представлении Кремля. На прошлой неделе российские самолеты пролетели в опасной близости от американского эсминца. Момент для этой демонстрации был выбран спонтанно или за этим стоит какой-то расчет?
— Вероятно, наши читатели заметили, что в ритуальной встрече Путина с народом он сравнительно мало касался внешнеполитической тематики. И это удивительно, потому что вся политическая жизнь в телевизоре крутится вокруг глобальной политики и бесконечных побед встающей с колен России. Однако на вечер был заготовлен сюрприз. Я уверен, что этот хамский облет американского эсминца был срежиссирован синхронно с прямой линией. Не случайно все комментаторы на телевизионных экранах вечером говорили только о нем, причем с патриотическим восторгом в стиле "мы показали этим пиндосам, американские моряки в ужасе метались по палубе".
Но отрезвление пришло очень быстро. Первыми с американской стороны высказались военные, которые давно находятся на грани бунта против угоднической политики Обамы и Керри по отношению к Путину. Буквально через час после случившегося командующий войсками НАТО генерал Бридлав прямо спросил: "Вы что объявляете нам Третью мировую войну?" А через несколько часов Керри уже был вынужден озвучить официальную позицию, в которой недвусмысленно подчеркнул, что американцы имели все права сбить российский самолет.
В переводе с дипломатического на общедоступный язык это означает: "В следующий раз мы его обязательно собьем".
Со стороны Кремля эта выходка — продолжение авантюрной внешней политики — игры в покер, в том числе ядерный. Путин все время повышает ставки, прощупывая готовность США прогнуться или все-таки ответить. Обама и Керри его слишком развратили своей мягкой реакцией, но они уже уходящая натура. Поэтому Путину надо готовиться к более жесткой реакции со стороны Соединенных штатов.
Возможно, он ее не исключает. Как свидетельствует создание Нацгвардии, Путин очевидно боится военного переворота. Когда они происходят в подобных авторитарных системах? Когда диктатор терпит явное внешнеполитическое поражение. Путин уже потерпел фундаментальное поражение в Украине. В результате пропаганде пришлось забыть такие слова, как "русский мир" и "Новороссия" и остается удовлетворяться огрызком бандитской Лугандонии. Да и в Сирии пришлось сократить свои амбиции. Все труднее демонстрировать пиплу внешнеполитические "победы", и приходится прибегать к рискованным авантюрам в духе питерской подворотни. Но это может скоро очень плохо кончиться.
— В этой связи интересно, что метафизической войной с США в очередной раз хотят обосновать новое заворачивание гаек внутри страны. Монолог Бастрыкина в "Коммерсанте" строится именно на этом постулате. Как вы считаете, будут ли его предложения реализованы?
— Философический трактат безумца Бастрыкина (погоняло — Однокурсник) стал вишенкой на торте новелл последних двух недель. Напомню, это тот самый человек, который под дулом пистолета вывез журналиста в лес и угрожал закопать его там — голову и ноги раздельно — а потом самостоятельно расследовать исчезновение. На этот раз он наговорил еще на целый букет статей уголовного кодекса, растаптывая ногами Конституцию, которую он призван охранять.
Но все это не ново.
Ему уже приходилось анонсировать антиконституционные инициативы своего августейшего Однокурсника, воплощавшиеся затем в юридическую практику. Отказ от положения о приоритете норм международного права, например.
Кто вызовет доктора, наконец, Владимиру Таврическому-Панамскому, его однокурсникам, подельникам и виолончелистам?
Накануне публикации взятого заранее интервью Андрей Андреевич попросил наше издание дополнить текст следующим P.S.:
Юрий Федоров обратил внимание на одно примечательное событие 11 апреля. В этот день специальным указом президента во изменение его же указа от 5 апреля Золотов был переведен из постоянных членов Совета Безопасности в просто члены. В свете этой сенсации уже несколько иначе смотрятся и антикадыровское интервью Заикина 10 апреля и заготовленный вопрос Доренко 14 апреля.
Пожалуй, речь идет не просто об успокоительных жестах в сторону чекистов, а об их контрнаступлении после путинского 5 апреля. Опускание Золотова в просто члены это их серьезная аппаратная победа. Накануне лета 16-го мы все больше погружаемся в зиму 52-го. Перечитывайте "Евангелие от палача" братьев Вайнеров.