Начало см. Провал Плана Андропова. Часть I
"Шкура человеческая — страшная вещь!"
(Б. Пильняк "Созревание плодов", 1935)
Украинская авантюра: имперский синдром
Ради чего всё это делалось? Диву даёшься, глядя на это "чванство избранных", которые между собой — без участия и привлечения разносторонних специалистов, без оглядки на мнение оппозиции — решают судьбы страны народа на десятилетия вперёд, фактически отбрасывая общество к временам ядерного противостояния между блоками, вновь подвергая мир опасности самоуничтожения. Ради собирания русских земель? Не годится: в 30-х гг. прошлого века аналогичное собирание немецких земель привело к очередной мировой войне. Ради укрепления государства? Но государство сильно развитой экономикой. Ради восстановления империи? Но империи в том же минувшем веке развалились, включая СССР. Ради восстановления военной мощи? На носу новый виток гонки вооружений, те же грабли противостояния со всем демократическим миром с негодными технологическими средствами.
Путинская пропаганда демагогически использует лозунг самоопределения наций, хотя европейский опыт послевоенного сотрудничества и интеграции показал, что в цивилизованном мире границы не двигают, их делают прозрачными, и единственно верный путь для этого — интеграция. Интеграция на постсоветском пространстве была бездарно провалена корпорацией силовиков по вышеозначенным причинам. И вот налицо судорожные попытки её проведения политическими и военными способами, путём экономического давления и шантажа.
С момента, спровоцированного сверху, раскола общества на сторонников "крымнаш" и тех, кто счёл "отжатие" Крыма агрессией и нарушением международных договоров о европейской безопасности, приходится постоянно напоминать: внешняя политика является продолжением внутренней. В преддверии кризиса корпоративная верхушка пошла на разогрев националистической истерии. Обыватель легко поддался, несмотря на уроки двух мировых войн минувшего века. Путаница в головах людей спровоцирована упомянутым подходом чекистской власти к пропаганде, которая используется как инструмент проведения соответствующих спецопераций. Известная триада "самодержавие — православие — народность" обрела фарсовый вид имперскости, мракобесия и форменного нацизма. При этом по всем госканалам звучит классическое "держи вора!": указывая на Украину перечисляются все свойственные нашей корпоративной системе пороки: больная экономика, коррупция, разгул мафиозных структур и националистических настроений. Пропаганда идёт на любые ухищрения, беспардонное враньё или полуправду, лишь бы российский обыватель не обратил взор на состояние дел у себя под носом. У нас же всё гораздо хуже, потому что экономика лежит, отменены свободные выборы, отсутствуют механизмы обратной связи и влияния на власть, страна вновь захлопнута для новых инвестиций и технологий.
Аннексия полуострова, националистическая истерия и агрессивное военное вмешательство России в события на востоке Украины добавили звено к целой цепочке братоубийственных конфликтов на просторах бывшего СССР, в основе которых лежало требование национального самоопределения. О праве на самоопределение, не моргнув глазом, привычно лжёт министр С. Лавров на пресс-конференциях — лжёт, потому что об этом праве российское руководство ни разу не вспомнило, проводя ковровые бомбардировки Грозного. Не вспоминало о нём и тогда, когда убивали одного за другим трёх чеченских президентов, выступавших за независимость и автономию Чечни. Уже можно делать какие-то выводы, усмотрев в войнах постсоветского периода (в том числе в странах Восточной Европы) закономерность: они шли там, где пытались осуществлять на практике принцип национального самоопределения: в Югославии, в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, в Абхазии и Южной Осетии, наконец, грянула Украина. Понятие "гибридная война" — стыдливый плеоназм открытого вооружённого вмешательства.
По факту организации этого конфликта, военного шантажа, отторжения территории в нарушение предоставленных ранее гарантий и международных договорённостей путинский режим окончательно дискредитировал себя не только во внутриполитическом плане (узурпация власти), но и в международном. "Миротворец" В. Путин и вся его корпоративная команда, принимавшие решения о силовом расчленении Украины (Н. Патрушев, С. Иванов и пр.), рано или поздно предстанут перед международным судом как военные преступники. Если успеют.
Бесчестие и честь не поменять местами
Встречаются и по сию пору в "вооружённом отряде партии" люди, несогласные с "генеральной линией" новоявленной номенклатуры. Ещё в 1998 несколько офицеров ФСБ предали огласке начавшийся процесс, выступив с соответствующим заявлением перед телекамерами. Речь шла об опасности разложения органов в случае их сращения с бизнесом, занятия противопоказанными им властными функциями, участия в политических убийствах. Фактически они разоблачили пресловутый "план" напомнив, что весь исторический опыт говорит о несостоятельности режимов, когда власть брали в руки силовики — армия и службы безопасности. Каждый случай вопиет об одном и том же: хозяйствовать "заплечных дел мастера" начисто не умеют. В самом деле, такими примерами буквально напичкан минувший век: достаточно помянуть диктатуру Франко в Испании 1936-1975, Салазара в Португалии 1932-1974, режим "чёрных полковников" в Греции 1967-1975, череду многочисленных военных переворотов в Азии, Африке и Латинской Америке, включая одиозный путч 1973 г. в Чили и аргентинскую военную диктатуру 1976-1983.
На примере правления Пиночета стоит остановиться особо. Адепты терзающего Россию "чекистского плана", не моргнув глазом, заявляют о том, что нынешняя власть исправно претворяет в жизнь именно либеральный план развития экономики, который-де и имел в виду Андропов. Они говорят оппозиционерам: вы хотели либеральных реформ — вы их получили. Не хотели победы коммунистов на честных выборах, хотели нового Пиночета — вот вам Пиночет! Сравнение это, однако, не в пользу нашего "нацлидера". Чилийская хунта правила страной 15 лет, после чего Пиночет был вынужден уйти по итогам референдума, на котором получил от народа вотум недоверия. Затем он был дважды судим, в том числе международным судом за имевшие место пытки и убийства. Сегодня Чили — демократическое государство с развивающейся экономикой, имеет нормальную систему сменяемой власти, на выборах нередко побеждает коалиция левых партий, президент Мишель Бачелет, которая избиралась на этот пост дважды, — социалист (ирония судьбы: хунта поднимала мятеж против левого правительства и президента-социалиста). Есть и другие принципиальные отличия. Военные диктатуры, как правило, не имеют особых претензий на руководство экономикой, ограничиваясь "наведением порядка" и в лучшем случае прибегая к зарубежным советникам в этой области. От них наша гебэшная номенклатура отличается, тем, что власть она узурпировала на неопределённое время, пустив в ход консервативно-правую идеологию, требующую манипулирование массовым сознанием. Отсюда особое внимание к тотальному контролю за СМИ, безудержное "промывание мозгов", заигрывание с молодёжью и другими социальными стратами. Беспардонно подключили и РПЦ, ещё с советских времён напичканную сексотами — для нагнетания православного мракобесия в целях всё того же манипулирования и отвлечения населения от экономического и социального протеста. Естественно — в ущерб пропаганде научного мировоззрения, загнанного фактически на задворки народного просвещения.
Спецслужбы во власти не занимаются государственной безопасностью по определению: они заняты более важным, с их точки зрения, делом: "плющить" оппозицию. При МВД действует т.н. Центр "Э" по борьбе с экстремизмом, на самом деле занимающийся дискредитацией и запугиванием оппозиции — т.е. своими руками эти люди сводят на нет саму возможность мирных политических преобразований путём солидарного массового протеста. На лбах псевдоаналитиков силовых структур, выдумывающих подобную общественно-бесполезную, точнее, вредную "работу" — как и на судьях, их коллегах по правоохранительной системе — давно горит печать "непрофессионал". Продажа за границу нефтегазового сырья, получение "дармовых" денег до последнего времени позволяли новоявленным олигархам и роскошествовать, и щедро отстёгивать часть бюджета на силовые структуры и ВПК. "Благодарное" же население довольствуется подачками, достаточными, до поры до времени, для пресечения массового недовольства. Тем не менее, новая номенклатурная верхушка сама себя загнала в угол: не для того они узурпировали власть, чтобы доводить дело до переговоров! Начисто не просчитывался вариант кризиса, в который они затолкали страну в 2014. Не был предусмотрен "парашютный вариант" мягкого ухода с переложением ответственности на кризисных менеджеров и новых политиков, способных отвернуть страну от пропасти, в которую она валится в условиях международной изоляции, нацистской ТВ-истерии и экономического коллапса.
Последующая судьба офицеров ФСБ, ставших в конце 90-х в оппозицию надвигавшемуся "чекистскому режиму" была печальна. Александра Литвиненко убили в 2006 г. в Лондоне, Михаил Трепашкин отбыл 4 года в заключении ("за разглашение государственной тайны и незаконное хранение патронов"), кого-то заставили замолчать или публично отречься, кого-то использовали для "разоблачения изменников".
К чести бывших и нынешних сотрудников КГБ-ФСБ, состав их продолжает быть идеологически разнороден. Кто-то был вынужден уйти и отмежеваться от действий верхушки. Кто-то стал служить новой власти, демонстрируя верх цинизма и продажности. Кто-то стал на путь сопротивления. Примечателен случай со ст. лейтенантом ФСБ И. Богдановым, который перешёл украинскую границу для участия в действиях против наёмников Новороссии. Он заявил, что по убеждениям является националистом (!), а среди офицеров ФСБ встречал людей, готовых, как и он, защищать "украинский братский народ". Путинский режим они называют антинародным и черносотенным. Это даёт надежду, что в часы неминуемого обрушения режима органы избегут участи национальной гвардии Чаушеску, которая отстреливалась от восставшего народа до последнего патрона, фактически разделив участь диктатора и его супруги.
Убийство Б. Немцова 27 февраля 2015 — ещё одно свидетельство того, что "группа сотрудников ФСБ", взявшаяся "грести на галерах", со своими задачами не справилась. Оголтелая шовинистическая пропаганда и необъявленная война с братским народом сделали своё дело. На фоне "единодушной поддержки населения", наведённой безответственными "бойцами информационного фронта", появилась целая когорта людей, готовых убивать "изменников родины", инакомыслящих, оппозиционеров — т.е. как раз тех, кто предлагает отечеству другую альтернативу развития на пути мирного международного сотрудничества, отличную от нынешнего тупикового курса. Ваши аргументы — пули? Процесс выходит из-под контроля. Известная фраза классика о том, что нет такого преступления, на которое не рискнул бы пойти капиталист ради 300% прибыли, применительно к нашей ситуации могла бы звучать так: нет такого преступления, на которое не могли бы пойти силовики, приближённые к власти, если зайдёт речь о потере их влияния и нахапанных капиталов. Этим людям — точнее, нелюдям — не грозит разоблачение за организацию политических убийств (известно, что А. Политковская — позже и Н. Эстемирова — были убиты за "чеченские" публикации, в том числе и за интервью с Р. Кадыровым). Власть по-прежнему вешает на них награды, даёт звания и всячески задабривает — в надежде, что оружие не обернётся против неё самой…