Скоро исполнится 3 года подвигу Pussy Riot. Это событие, как ни странно, повлекло за собой целую цепочку далекоидущих последствий. Если вспомнить, то и протесты декабря 2011 — февраля 2012, и реагирование на них истеблишмента происходили как бы в одной цивилизационной плоскости и напоминали респектабельные споры между европейскими республиканцами и монархистами в XIX веке (в России — между конституционалистами и абсолютистами). Одни требуют гражданских свобод, другие — пугают перспективой хаоса. Но все поддерживают общий цивилизационный вектор — на модернизацию (в России — на продолжение петровских реформ). "Белоленточное движение" требовало (всего-навсего) покончить с политической коррупцией и восстановить, как писали марксистско-ленинские авторы, "ограниченные буржуазно-демократические свободы", включая политическую амнистию.
К президенту Медведеву особых претензий не было, его курс на модернизацию поддерживался консенсусом.
Но какому-то злому гению Кремля пришло в голову превратить события 3 марта 2012 года в Храме Христа Спасителя в базу символического противопоставления либералов-западников и "приверженцев сакральных ценностей".
Так начался "цивилизационной конфликт". Уже сражались не "демократия" и "порядок" (отсутствие которого пугало тайного советника веймарского двора Гёте куда больше, чем несправедливость государственных установлений), но "кощунство" и "традиция".
Очень быстро - менее чем за два года - это разрослось в противопоставление "гнилому Западу" (Гейропа тож) византийско-московской Руси и уже окончательно было названо противостоянием Европейской и Русской цивилизации.
Затем Украину обвинили в коварном предательстве православно-славянскому цивилизационному стану. Совершенно в духе замшелого панславизма полуторавековой давности была провозглашена доктрина "Русского мира", и от Украины по-бисмарковски - "железом и кровью" - попытались оторвать для этого "мира" хоть какой-то кусок.
Историки будущего потом будут писать о том, как такое сравнительно незначительное событие как политическая панк-акция, загнало шар отечественного социума в лузу культа цивилизационного размежевания. При одном развитии событий одни скажут, что это сыграло фатальную роль в нарастающем отставании и гниении страны, а другие — что помогло сохранить великую самобытную культуру перед лицом либерал-глобалистского натиска. Вот уж поистине, бабочка*, раздавленная в мезозое, фашизирует Америку 60-х...
Для сравнения вспомним событие, произошедшее ровно 112 лет назад.
В Зимнем дворце в феврале 1903 года был устроен роскошнейший придворный бал-маскарад с приглашением дипломатического корпуса. В качестве костюмированной основы были избраны наряды эпохи царя Алексея Михайловича.
Если бы это были весьма живописные наряды екатерининских вельмож, то этим была бы подчеркнута преемственность курса на просвещение и на имперское величие (как раз готовилось провозглашение Дальневосточного наместничества — проект "Желтороссия" - аннексии оккупированной Маньчжчурии).
Если бы были бы костюмы Древней Руси, то была бы забавная архаика, аналогичная рыцарским нарядам на балу при каком-нибудь европейском дворе.
Но демонстративный возврат ко временам второго Романова был символическим отказом от всего петровского курса. Последнему царю из Дома Романовых временно повезло — Столыпин перед лицом революции взял курс на ускоренный разрыв с феодализмом, а не на слабоумно-ностальгическое погружение в "Третий Рим". Не случись графа Петра Аркадьевича, царь ответил бы революции не столыпинскими реформами, но, пожалуй, высочайшим переименованием черносотенцев в опричников и прочими развлечениями в том же духе.
Но у Путина нет Столыпина, зато имеется куча желающих поиграть и в опричников, и в "охотнорядцев"...
* Рей Бредбери, "И грянул гром"
Послесловие.
Поскольку моя оценка действий Pussy Riot как подвига вызвала критику, как защита кощунства, я хочу напомнить свой текст, опубликованный почти 3 года назад на заблокированных "Гранях.ру".
"Не проси чего не знаешь
Евгений Ихлов (в блоге Свободное место, "Грани.ру") 02.05.2012
Где-то дней десять назад [речь идёт об апреле 2012 года ] доверенное лицо избранного президента Путина Никита Михалков предложил в качестве наказания Алехиной, Самуцевич и Толоконниковой заменить им тюремный срок обязанностью повторить свою акцию у Стены плача и в Мекке. Он, видимо, уже видел, как свирепые иудеи в черных шляпах хватают участников панк-молебна. А если от них что-то останется (то есть их христианскую кровь не используют в пасхальной кулинарии), то российские военные вертолеты их перебрасывают к Каабе (пешком женщинам туда не подойти), где ваххабиты уж точно разбирают их на запчасти.
Такое предложение лучше всего свидетельствует о том, что господин Михалков совершенно не представляет себе действительно религиозного общества. Вот и господин Владимир Гундяев, известный как патриарх Кирилл (извините, точного воинского звания не знаю), когда публично говорит о том, что российское общество должно быть воцерковлено, видимо, не до конца представляет себе, как повело бы себя по-настоящему православное общество после акции Pussy Riot.
Проведем мысленный эксперимент. Четыре вызывающе одетые молодые женщины перед началом службы в одной из мечетей Махачкалы начинают речитативом восклицать нечто вроде: "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного, покарай неверных тиранов и их местных прислужников, разоблачи стукачей в чалмах хаджи, очисти от них нашу землю, защити от их похотливых лап наших детей..." Их, конечно, скручивают, и в антитеррористическом отделе начинают выбивать признания в связи с ваххабитами.
А что скажут по поводу этого инцидента действительно ортодоксальные улемы? Наверное, нечто вроде: "Аллах, Милостивый, Милосердный, потому избрал слабых женщин, чтобы они сказали правду в лицо трусам и предателям, что не нашлось мужчин, в укор он это сделал правоверным. Пророк Иса, благословен, говорил, что когда люди молчат, камни вопиют истину". И через два-три дня по всему Дагестану реяли бы зеленые знамена.
Эта картина не так уж фантастична. Первая во всемирной истории фундаменталистская революция - восстание Хасмонеев в Иудее II века до н.э. - началось с того, что священник Маттафия убил как предателя элинизированного еврея при попытке принести языческую жертву. Начался бунт, был убит начальник сирийского отряда Апеллес. И понеслось.
Убежден, что некоторое подобие гипотетических событий в Дагестане произошло бы и в Израиле, если бы четыре молодые женщины подбежали к Западной Стене Храма и в стиле хасидских распевов воскликнули: "Барух ха-Шем, освободи землю Тобой Обетованной страны от правителей, предающих народ Твой, отдающий дома евреев их врагам, и освободи от раввинов, прислуживающим безбожным правителям". Возможно, что в ответ на территориях поселений началась бы политическая стачка и было объявлено отдельное государство Иудеи и Самарии.
Если бы Россия была действительно православной страной, то храм Христа Спасителя окружили бы сто тысяч верующих, требующих чтобы над страной прекратилась власть чекистов и из Церкви были исторгнуты те, кто свои погоны, данные им богоборческой сатанинской властью, прикрывал рясой. И после выступления православного священника-осетина о том, что Богородица покарает злодеев, приказавших жечь детей из огнеметов в Беслане, рыдающая толпа начинает движение к Кремлю. Полки внутренних войск и спецназа почтительно уступают им дорогу...
Вот поэтому оба Владимира - Путин и Гундяев, а также почитатель их обоих Михалков должны денно и нощно молиться, чтобы Россия не стала действительно глубоко верующей страной".
! Орфография и стилистика автора сохранены