Эту заметку я написал для "Эха". И получил вот такой ответ: "Здравствуйте, Александр. К сожалению, редакция сайта не публикует посты, проводящие параллели между Россией и Германией времен Второй мировой войны". Не думал, что параллели ТАК сблизились.

22 июня. Воскресенье. К нашей границе перебрасываются войска. Подходят танки. Готовится вероломное, без объявления войны нападение. Планируется блиц-криг.

Это наши войска. Это наши танки. Это наше нападение готовится. Это не 41-й. Это 14-й. И не "тысяча девятьсот", а "две тысячи" – две тысячи четырнадцатый год. Двадцать второе июня. "Киев бомбили, нам объявили, что началась война..."  

Способность ставить себя на место другого в развитии человека появляется довольно поздно. В онтогенезе при отсутствии патологии – где-то в ранней юности. В историческом развитии человечества это достижение второй европейской цивилизации – гуманистической. По историческим меркам мы только совсем недавно научились ставить себя на место другого. И конечно – научились далеко не все.

А вот способность к эмпатии, к сопереживанию, к состраданию постарше. При нормальном развитии она есть уже у старших дошкольников. А исторически ее можно наблюдать, начиная с древних греков – на нее, на эту способность опиралось искусство античной трагедии.

Когда состраданию научились русские (я говорю, естественно, о "русскоязычных", о людях русской кульуры)? Когда мы научились ставить себя на место другого? Да, и научились ли уже?

Вопросы непростые. Но, вообще-то, в советский период в своем большинстве сердца людей состраданию были открыты. Отсюда такая общенародная любовь к любым угнетенным – неграм США, европейскому пролетариату, вьетнамцам, корейцам, индусам... И людей, способных поставить себя на место другого, у нас тоже было немало. Поэтому таким брезгливо-отстраненным было отношение народа к афганской авантюре.

В общем, хотя с точной датировкой и есть проблемы, но сам факт умения огромной части советского общества не только сопереживать, но и ставить себя на место другого сомнения не вызывает.

Сегодня обе эти способности испаряются. На языке науки это называется "деградацией". Это и есть деградация – деградация психическая и деградация духовная. Это наш диагноз.

Не верите? А я вам сейчас докажу. Что у нас "критерий истины"? Правильно – "практика". Так и давайте здесь, прямо сейчас проведем эксперимент. И посмотрим на результаты. Вы их увидите в комментариях. Не так много, как если бы я провел эксперимент, не предупреждая вас, но увидите: деградация – штука всеохватывающая, и поэтому комментаторы не догадаются, что лучше бы им не выставлять на всеобщее обозрение уродства своей души.

Итак, давайте начнем.

Какие бы чувства вы испытывали, если бы в момент государственного раздрая (какой был у нас в 17-м или в 91-м году) сильный сосед захватил бы куски нашей страны, прикрываясь немногочисленными местными коллаборационистами – полицаями? Как бы вам понравились его заявления, что у него есть исторические права на эти территории и что вообще он защищает своих соотечественников? Ну, например, если бы поддерживаемая НАТО Турция захватила бы тот же Крым. Или Китай, присоединив Монголию, решил бы присоединить и Бурятию с Тувой. Какое бы было ваше чувство?

Тут не нужно включать воображение. Вспомните, как вы реагировали и реагируете на бомбежку "нашей" Югославии, на независимость "нашего" Косово, на угрозу "нашей" Сирии? Я уж не спрашиваю, нравится ли вам уход из России в 17-м году наших Финляндии и Польши, а в 91-м – нашей Прибалтики? А ведь там нигде сильного соседа, нагло врущего в глаза всему миру и еще более нагло оттяпывающего куски нашего поместья, не было. Там всё было по-другому...

А как бы вы реагировали, если бы сильный сосед руками своих военных инструкторов и армии наемников развязал гражданскую войну в какой-то из наших областей? Сначала бы набрал местного отребья помогать ему. Потом провел бы "референдум" и объявил бы о независимости, скажем, "Донской народной республики" или "Кубанской народной республики". Ну, а потом, как кровь польется, так и нормальные люди к ружьям потянутся. И пламя войны запылает по полной: погасить его будет ох, как непросто.

А сильный сосед будет греть на этом огне свои руки и посмеиваться. И рассказывать всему миру, что это он так защищает донских казаков от москальских притеснений, всяких там расказачиваний. Как бы вы к этому отнеслись? Здесь тоже не нужно напрягать воображение – вспомните, как вы воспринимали вторую чеченскую войну, про которую телевизор рассказывал вам, что там никаких чеченцев и вовсе нет – одни арабские наемники?

Вспомнили? Вот в том-то и дело, что не вспомнили. И не можете вспомнить. Потому что "так то – они, а то – мы". Аргумент не старшего, а младшего дошкольника, только-только научившегося говорить, но еще испытывающего серьезные затруднения в общении с горшком (как и мы – в общении с общественными туалетами).

Война РФ с Украиной, ничем не спровоцированная агрессия РФ против Украины страшна не для Украины. Потому что – ну, чем рискует Украина? Ну, максимум – потерей суверенитета. Да, и этим не рискует: их дело правое – победа будет за ними.

По-настоящему война РФ с Украиной страшна для РФ. Для РФ это просто самоубийственная война. Потому что эта война убивает душу народа, превращает нас в народ-дебил, народ-урод.

Опять не верите? А вы посмотрите, какой РФ вышла из второй чеченской войны. Каким было состояние народной души в дефолтном 1998-м году и каким оно стало в сытый 2004-й?

Теперь поняли? Опять не поняли? Вот в том-то всё и дело – вы уже не можете этого понять.

Эксперимент закончен. Спасибо всем участникам. Приглашаю желающих высказываться.    

Александр Зеличенко

! Орфография и стилистика автора сохранены

Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция