Сейчас в Вильнюсе идет фестиваль "Неудобное кино" В субботу показывали "Зима, уходи!". Vytis Jurkonis из Фридом Хауса пригласил Марина Разбежкина, Dmitri Makarov и меня на дискуссию после фильма.
Небольшой зал артхаусного кинотеатра был забит. Прикидываю, пришло человек 70-80. Половина, правда, свалила посмотрев, но другая осталась послушать. У людей примерно такие представления о России: во главе бессменный Путин, явный автократ, хотя, возможно, где-то в глубине душе и хороший, народ временами протестует, но его сажают, а также есть лидер оппозиции Навальный.
Мы поговорили о фильме. Удивительно, что альтернативного кино о российском протесте в публичном пространстве нет. Хотя Зиму делали студенты и по качеству идей, интриги, героев, монтажа, понимания она - хороший коллективный диплом, но не больше. А прокатилась уже по 60 фестивалям, буквально по всему миру.
Это показатель уровня рефлексии. В стране случилось колоссальное событие, а его осмысления почти нет. Десяток докладов и конференций, сотня публикаций и один заметный докфильм. Нет ни одной книги, даже сборника тех же публикаций. Как всегда получится, что европейцы и американцы будут лучше знать о случившемся, чем мы сами. Просто потому что медиа, исследовательские центры и университеты там умеют работать с актуальными событиями.
Поговорили, конечно, и об оппозиции, гражданском обществе, солидарности. В Вильнюсе, например, крупнейшее в Восточной Европе общество солидарности с Тибетом. Далай-лама вот недавно приезжал. В Ужуписе, где он почетный гражданин, есть даже Площадь независимого Тибета. Китайцы жутко противились и скандалили, но их послали куда подальше.
А вот надо ли и если да, то как, проявлять солидарность с российской оппозицией — никто не знает. Диаспора белорусов тут большая, она и сама много мутит и людей привлекает. Россией не занимаются даже правозащитники, работающие с нашими нко-нго.
Я предложил понятный и действенный метод — принять закон Магнитского в Европе. Имхо, это хорошая цель для пророссийской инициативы.
ЗЫ: Фильм, кстати, в открытом доступе, посмотрите кто еще не, вспомните как это было.
! Орфография и стилистика автора сохранены