Аркадий Гайдар "Жизнь ни во что", Ad Marginem, 2012
Вслед за "Обрезом" Ad Marginem выпустил еще одну тоненькую книжечку с произведением Аркадия Гайдара. Тем самым издательство продолжает возвращать читателям наследие полузабытого и изрядно ошельмованного в постсоветский период большевистского классика.
Теперь издана повесть "Лбовщина", или "Жизнь ни во что" (1926). По своей художественной ценности выбор этого произведения для публикации представляется гораздо более спорным, чем издание в "Обрезе" первоклассных гайдаровских текстов малой формы, образчиков революционной романтики.
"Лбовщина", впервые публиковавшаяся в номерах газеты "Звезда" (газетный жанр "роман с продолжением" был весьма популярным в период распространения грамотности), — это
чистой воды беллетристика, приключенческая, остросюжетная литература. Сейчас бы это назвали боевиком,
как справедливо замечают авторы послесловия, один из которых — известный современный авангардный поэт Андрей Родионов.
Послесловие это проникнуто гораздо более критическим и ироничным отношением к фигуре Аркадия Гайдара, чем предельно апологетическое эссе Михаила Елизарова, предварявшее "Обрез". В чем-то это закономерно, ведь "Жизнь ни во что" — вещь более слабая, чем рассказы в первой из изданных Ad Marginem книжек Гайдара, и отчетливо "жанровая".
Сочинение повествует о полуполитическом-полукриминальном движении, имевшем место в Пермском крае во время и после первой революции в России, в 1905–1906 годах, лидером которого стал рабочий Александр Лбов.
Произведение — классический "истерн". В том же роде, что "Красные дьяволята" и другая подобная советская литературная и кинопродукция, призванная сделать такую, в общем-то, трагическую и страшную вещь, как Гражданская война, привлекательной эстетически и увлекательной для подростковой аудитории. Погони, перестелки, дерзкие ограбления.
Есть нюанс. Беллетризованная и, если верить комментариям издателей в сносках, изрядно приукрашенная история Лбова и его удалых разбойников — это не сама "большая" Гражданская война, а ее предвестие и локальная в миниатюре модель.
Лбов — чистой воды полевой командир. И, как, к примеру, в действиях ваххабитских джамаатов на современном Северном Кавказе, в случае с его "вооруженными формированиями" разграничить политику и бандитизм — задача трудновыполнимая и преимущественно философская.
А еще это, конечно, история о русском Робин Гуде, так созвучная глубинным народным порывам к "черному переделу". В повести достаточно моментов, которые могли бы подкрепить взгляды, например, Дмитрия Ольшанского и прочих одержимых переходящим в ужас и непреходящим страхом перед русским бунтом.
В сегодняшней России повесть читается как вполне актуальная и перекликающаяся с нашей теперешней ситуацией. В условиях стремительного формирования де-факто сословного общества, в которым верхи стремятся увековечить свое элитарное положение, так же, как и безнадежное, без шансов на выход прозябание низов (об этом речь, к примеру, в новом и исключительно сильном романе Александра Терехова "Немцы"),
бескомпромиссная "черная злоба, святая злоба" атамана Лбова и его террористов-экспроприаторов представляется чем-то очень знакомым и понятным. Еще одна перекличка с современностью — подавлять русский бунт в Прикамье направлены элитные "церберы самодержавия", джигиты с Северного Кавказа, тогдашний спецназ.
Да и вообще, после истории с "приморскими партизанами" есть все основания задать вопрос: "А изменилось ли что-то принципиально с 1905 года?"
Книга "Жизнь ни во что" предоставлена редакции магазином "Фаланстер"
Вы можете оставить свои комментарии здесь