Вторая неделя февраля подвела тонюсенькую черту выводов под целой эпохой, годами лихорадившей блогосферу, вызывавшую пудовые пласты интернет-скандалов, истерик в десятки тысяч постов и комментариев. Истерик сотен проплаченных "бригадников" и "троллей" с обилием мата, угроз и личных оскорблений. Невольно приходит на ум пословица: "Жили грешно — умерли смешно". Приплыли: вот он, долгожданный Янукович. Нравится? Теперь будут искать для него деньги в известно какой "тумбочке" в обход наших пенсионеров, а в ответ, скорее всего, получат второе издание "себе-на-уме-батьки"…
"Майдана не будет, — выдал по горячим следам сбывшийся прогноз член бюро политсовета движения "Солидарность" Борис Немцов, наблюдавший за ходом голосования. — Все прошло тихо и спокойно. И хотя отрыв между кандидатами всего лишь 2 процента, все было честно. Наблюдатели, включая международных, серьезных нарушений не обнаружили, а в избирательных комиссиях зорко друг за другом следили представители Януковича и Тимошенко. Так что главный итог "оранжевой революции" — свобода печати и свободные выборы — укореняются в сознании украинских граждан.
Путинская Россия на этом фоне выглядит средневеково: цензура, фальсификации, засилье одной убогой партии — короче, прошлый век, безнадега.
Но вернемся к Украине. Здесь всего два варианта развития событий. Первый: Юля уходит в оппозицию, Янукович формирует правительство и пытается разрулить политический и экономический кризис. Второй вариант: создается большая коалиция, Янукович — президент, Тимошенко — премьер-министр. Какой из этих вариантов реализуется, станет ясно уже в ближайшие дни. Могу лишь сказать, что первый вариант дает шанс Юле сохранить политическое долголетие, поскольку она в качестве оппозиции смотрится органичнее".
Для Украины минувшая пятилетка была наполнена живой романтикой бархатной демократической революции, стала временем невиданной для СНГ свободы слова, надежд на долгожданные экономические и социальные реформы, способные в кратчайшие сроки кардинально изменить жизнь простого человека и превратить страну в полноценную часть Европы. Точь-в-точь как в России начала 90-х. Но увы, как и в России 90-х,
несмотря на относительную честность выборов, все это утонуло в непрекращающейся пустой "говорильне", политических склоках, коррупции, пиаре на героизации шухевичей и бандер, за которыми скромный обыватель властителями дум был забыт.
Наверное, именно потому Януковичу удалось взять реванш. Впрочем, на всякий случай главные площади Киева были заставленными палаточными городками его "сторонников", удивительно напоминавших внешне болельщиков клуба "Шахтер". Этакий Антимайдан. На всякий случай. Как свезенные в Москву в декабре 2007 года "нашисты" со всех городов и весей.
"На экранах, установленных перед сценой, периодически показывают разоблачительные фильмы про Тимошенко, — ведет репортаж с места событий член бюро политсовета "Солидарности" Илья Яшин. — Выступления артистов сменяются речами ораторов: депутатов, партийных функционеров, молодежных активистов, представителей ветеранских и пенсионерских организаций. Говорят примерно одно и то же: Янукович победил, Тимошенко пытается отменить итоги выборов, надо защитить "честный выбор украинского народа", наконец-то закончилась тяжелая эпоха правления "оранжевых"…
Корреспондент местного "Коммерсанта" Артем Скоропадский рассказал про раздачу денег в метро. Активисты, про его словам, образовали целую очередь перед эскалатором, расписывались в ведомости и получали деньги. Орговики объясняли, что это на "горячее питание".
"Пройдет немного лет, и на Украине будут со слезами умиления вспоминать период правления Ющенко, — пишет Артем Драгунов, — потому что вы, мои дорогие, даже понятия не имеете, какой п.. настанет скоро вашей симпатичной и уютной стране... Ющенко был всем, только не диктатором и не тираном. Зрелищ и свобод скоро у вас не станет, а остального у вас все равно никогда не было и вряд ли будет.
А будет у вас, как в России, но только без газа..."
"Простой народ" как жил (или прозябал, или влачил жалкое существование — все одно), так и будет жить (прозябать, влачить жалкое существование, далее — везде), — считает журналист Игорь Дудинский, — богатых при любом исходе не оставит в беде их богатый Бог. Выбор между Тимошенко и Януковичем — событие, с одной стороны, эстетическое, имиджевое. С другой — медико-физиологическое. Типа некий физиолог Павлов показывает подопытному юноше две фотографии — обезьяны и популярной кинозвезды — и задает вопрос: "На ком бы вы хотели жениться?" Нетрудно предсказать поставленный физиологом диагноз, если юноша покажет на фотографию обезьяны.
Янукович — классический диагноз. Если в течение уже полутора десятилетий человек с интеллектом, манерами и внешностью максимум сантехника или слесаря автосервиса находится на вершине европейской политики, то — слезайте, граждане, приехали, конец.
За полтора десятилетия Европа так и не решилась его "отключить", а сегодня заявляет, что готова общаться с ним на равных. Значит, сами такие? Только тщательно маскировались под людей? Да еще с претензией на "гламурных и продвинутых".
Янукович — диагноз Европы, один из ее метастазов.
Чем дальше — тем метастазов будет больше. Мой продвинутый ум сопротивляется и наотрез отказывается сознавать, в какую бездну ада нас опустили".
"Открытие выборов — кандидат Против Всех, и пиар-кампания в его честь, — отмечает еще один момент кампании киевская журналистка diana-ledi. — Поздравляю вас, ребята, вы своего кандидата выбрали! Два-три процента процента, полученные за ваш счет, стоят денег, потраченных на эту кампанию. Интересно, так и не поняли, под кого легли, гордо поставив свой гордый Противвсех на бюллетене? Интересно, что вам дадут ваши оставшиеся чистыми руки, которые ничего не крали и не выбирали? В той стране, в которой вам жить, ребята. А могли бы честно поставить галочку за Виктор Федрыча — разницы никакой".
"Украина никуда не денется от своей оригинальной модификации Путина, — считает журналист РИА "Новости" Николай Троицкий. — Это же объективная историческая закономерность: на смену революции приходит контрреволюция, термидор, реставрация, Сталин, Путин, кто и что угодно. Вся демократия, которая есть сегодня на Украине, была и у нас: и разборки в парламенте — месте для дискуссий, и войны олигархов — владельцев СМИ, и даже Савик Шустер. Картину сходства несколько нарушает националистически-западенский элемент, так ведь всюду есть свои национальные особенности".
Впрочем, есть надежды, что Янукович не столько страшен, сколько его демонизируют, и при наличии сильной оппозиции в парламенте и обществе будет проводить взвешенный и демократический курс: в конце-концов, не зря именно ему, а не Тимошенко откровенно "подыгрывал" между турами "страшный и ужасный оранжист" Ющенко.
"Сегодня неофициальная, другая Россия заинтересована, применительно к украинским выборам, только в одном: чтобы на Украине сохранилась полноценная демократия, — размышляет известный политик 90-х Валерий Скурлатов, — которая там сегодня есть, кто бы что ни говорил. И я считаю, что более безопасной с точки зрения демократии, как бы странно это ни звучало через пять лет после "оранжевой революции", является сегодня победа Виктора Януковича. Хотя он, конечно, ни разу не может считаться настоящим демократом.
Потому что
в случае победы Януковича, как было сказано выше, на Украине сохраняются два центра власти — Тимошенко никуда с политической авансцены не уйдет. А значит, сохранится реальная публичная политическая конкуренция,
которая требует демократических механизмов и институтов, включая свободу слова.
В случае же победы Тимошенко Янукович уйдет на политическую пенсию, Партия регионов развалится, а полнота власти сконцентрируется в одних руках. Стальных руках Юлии Владимировны. Со всеми вытекающими отсюда угрозами для демократии".
Что же касается российских дел, то на минувшей неделе темой для дискуссий стал очередной случай вопиющего милицейского произвола — на этот раз в Екатеринбурге.
"История дикая абсолютно, но очень характерная и типичная для наших реалий. Шестидесятидвухлетнего профессора Уральской государственной консерватории, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, дипломанта Международного конкурса Сергея Григорьевича Белоглазова избили, ограбили и практически покалечили сотрудники милиции, когда он шел домой из магазина, держа в руках сумку с купленными продуктами.
Подошел человек в форме сотрудника милиции. Не представившись, в нарушение должностных инструкций потребовал у профессора предъявить документы. Документов при себе не было, и сотрудник милиции посредством нецензурной брани потребовал профессору следовать за ним. Сергей Григорьевич не привык к такому обращению и спросил, на каком основании его задерживают. Услышав этот вопрос,
сотрудник милиции ударом сбил профессора Белоглазова с ног, после чего стал его бить ногами по спине и по голове,
приговаривая: "Никакой Нургалиев тебе не поможет, сука". В процессе избиения сотрудник милиции спрашивал у своей жертвы, кто он такой. Белоглазов сказал, что профессор консерватории.
"Композитор? Значит, пидор! А пидоров мы мочим", — радостно сообщил милиционер, продолжая бить. Одним из ударов сотрудник милиции попал Белоглазову по локтю, после чего у него потеряла чувствительность рука, и он не может играть на рояле (а профессор он кафедры специального фортепиано УГК, за свою карьеру воспитавший не один десяток талантливых пианистов). Также он получил несколько гематом на голове, ушибы и ссадины.
Тем временем на место прибыла патрульная машина, и у Белоглазова по дороге туда стали выворачивать карманы, предварительно надев наручники, которые старательно затянули до упора, перекрыв ток крови (у пианиста!!!). Перед погрузкой в машину у профессора отняли ключи, мобильник, кошелек и все деньги. "Мы тебя убивать везем", — услышал Белоглазов, запихиваемый в УАЗ".
"Я не хочу жить, как при фашистской оккупации", — охарактеризовал случившееся сам композитор.
"Профессор консерватории был пьян и ругался матом... Очень убедительная картина, правда? Так и вижу. Хотя даже если бы это был не профессор и пожилой человек, а был молодой и не композитор и действительно ругался матом, все равно поди объясни каким-нибудь иностранцам, зачем его бить ногами и ломать руки... Но что Нургалиев не поможет и медицина бессильна — это факт!" — замечает бард Екатерина Чевкина.
Казалось бы, что общего между промежуточными выводами по итогам развития украинской демократии и возмущением блогеров по поводу милицейского произвола? Возмущением уже единодушным — от "охранителей" до оппозиционеров? А общее то, что
как раз из таких маленьких "кирпичиков" — противостояния произволу, подавлению общественного мнения — и формируются полноценное гражданское общество, гражданская ответственность.
А без него любая демократия — штука крайне неустойчивая, зависящая, по сути, лишь от воли "доброго царя", но нисколько не защищающая от победы на следующих выборах одиозного кандидата — того самого, против которого так дружно выступали всего пять лет назад.
Вы можете оставить свои комментарии здесь