- То, что происходило и происходит в нашем государстве, – это, конечно, результат многих факторов. Но очень важно увидеть за их многообразием основные причины.
- От "перестройки" ждали качественного улучшения уровня жизни. Эти не оправдавшиеся надежды прочно связались в сознании людей с понятием "демократия" и убежденностью, что демократия в России не несет за собой материальных благ, а, наоборот, ведет к бардаку. В сочетании с огромным пиаром последних лет "суверенной демократии", "сильной руки", идеи "национального лидера", "монархии" мы имеем население, которое совершенно не цепляют призывы к демократии и которое даже если отвернется от существующего режима, то искать выход будет в привычных терминах. Раб мечтает не о свободе, а о собственных рабах.
- Первые годы перестройки, когда стала разрешена предпринимательская инициатива, не дали рыночной экономики. Основная причина – отсутствие рыночного ценообразования. При сохранении государственных, а значит, ничьих предприятий и фиксированных цен почти вся предпринимательская энергия устремилась в зарабатывание на "дармовщине", что по сути обратная сторона узаконенного воровства. Основной бизнес сводился к тому, чтобы купить по госцене и продать по коммерческой.
- Если только государство допускает узаконенное воровство, а это было и есть у нас до сих пор, такой вид бизнеса вытесняет нормальный бизнес, так как последний по определению менее рентабелен.
- Узаконенное воровство никогда не проходит бесследно. Как любая болезнь, оно влечет к глубокому поражению всего организма. Отсутствие рыночного ценообразования уничтожило экономические основы работы крупных предприятий, приведя их в состояние финансовой разрухи. Несправедливое ценообразование на рынке труда, доставшиеся в наследство от СССР мизерные зарплаты лишили страну нормального внутреннего спроса. А мизерные зарплаты госчиновников стали одним из мотивов развития коррупции.
- Конкуренция внутренняя и внешняя — непременное условие развития в любой области, будь то экономика или политика. В условиях еще не сложившихся демократических институтов, конкуренция может выглядеть некрасиво, иногда приобретать уродливые формы, но из этих потуг могло получиться нормальное цивилизованное общество. Однако в 1993 году Борис Ельцин совершил преступление, расстреляв Верховный совет — главный орган власти в стране. С 1993 года демократия в России как таковая прекратилась. Начался процесс строительства декоративных институтов, имитирующих демократическую жизнь. Назначенные кремлем партии, проводимые за государственный счет избирательные кампании, выборы только по партийным спискам – это неизбежные этапы болезни.
- После проведения либерализации цен, к 1993 году, возникли предпосылки для восстановления экономики. Но тут было изобретено новое узаконенное воровство – "зачеты". Государство разрешило не платить налоги, а зачитывать их за долги бюджета. Тут же появилось понятие "зачетная цена", превышающая в 2-3 раза денежную. И вся страна включилась в узаконенное воровство. Восемьдесят процентов бюджета стало собираться зачетами. Как следствие встало денежное обращение — не потому, что не хватило денег, а потому, что зачетный паралич перебросился на всех. Страна вернулась к натуральному обмену. Экономика исчезла на долгие шесть лет. Предприятия, лишенные средств, забывшие об инвестициях, с вымершими за ненужностью экономистами, дергались в последних конвульсиях.
- Кто был виновником зачетов? Все и никто конкретно. Заразная болезнь неизбежно поражает слабый, неспособный с ней бороться организм. Но можно вспомнить, кто был у истоков слабости. Ельцин, недееспособный по причине болезни, Кудрин, возглавлявший Минфин и придумывавший все новые формы зачетов, Путин – глава КРУ при администрации президента, а затем глава ФСБ.
- После дефолта 1998 года и категорического отказа МВФ в кредитовании России при сохранении любых форм связанного финансирования (так по науке называются зачеты) Минфин перешел на расчеты деньгами. И произошло чудо. В 1999 году вдруг оказалось, что денег хватает на все расчеты. О зачетах забыли как о страшном сне. Начался рост экономики. В этот момент мы имели все предпосылки говорить о формировании рыночной экономики.
- До 2000 года в стране существовали независимые СМИ. Это были не те СМИ, которыми гордится свободный мир. Березовский и Гусинский, понимая силу воздействия телевидения на умы, постоянно шантажировали государство и получали за свою лояльность все, что просили. Данный этап отношений СМИ и власти был неизбежен. Выходом из этого было бы увеличение количества авторитетных и влиятельных СМИ, равная конкуренция, в которой авторитет и интересность стали бы главным критерием.
- Через СМИ проявляются все ощущения государственного организма. Если организм болен, то основной сигнал, увы, будет болевой. Боль всегда неприятна, мучительна, но только она позволяет излечиться, а не загнить заживо.
- В 2000 году власть была передана Путину. Кандидатура была очевидной. Все боялись сильного, харизматичного лидера. Нужен был человек недалекий, послушный и без собственных идей. Путин именно так зарекомендовал себя к 2000 году. Первую серьезную проверку он прошел, будучи главой ФСБ. Назначение на должность в этом ведомстве уже означало многое. Такую власть могли дать только человеку, в котором уверены, что он собственных мыслей не имеет и будет строго следовать указаниям "семьи". Но история учит, что история ничему не учит. Став президентом, Путин первым делом разобрался с теми, кто его к власти привел.
- СМИ в начале 2000 года еще оставались независимыми от государства. Нормальное общество подразумевает честность его рядовых граждан и уж тем более безупречную репутацию тех, кто решил связать свою судьбу со служением народу. Прозрачность и доступность для обсуждения в СМИ всех государственных чиновников – непременное условие демократии. В условиях жизни в предельно коррумпированном обществе, предоставления преференций своим друзьям, участия в узаконенном воровстве об этом нет и речи. За Путиным, да и за практически всеми государственными чиновниками тянется такой шлейф преступлений, что огласка всего этого для них смерти подобна. Но надо понимать, что огласка — это не статьи в Интернете или выступления на "Эхе Москвы", а сообщения по центральным телевизионным каналам. Так устроены люди, общественное мнение, что информация, сказанная тихо, — не есть факт, а вот если это подхватили все и об этом говорят отовсюду, то значит, так оно и есть.
- 2000 год, трагедия на подлодке "Курск" дали понять Путину, как недолог будет его век, если не договориться с владельцами СМИ. И тогда начинается разгром НТВ, разгром показательный, с добиванием Киселева, который перешел с командой на ТВ-6. В итоге все информационное поле зачищается. Все СМИ либо принадлежат государству, либо куплены друзьями Путина, либо запуганы показательными процессами.
- С 2001 года началась эпоха восхваления Путина и его мудрого курса. Основные посылы: жить стало лучше, Россия встала с колен, островок стабильности и т.п.
- Страна смертельно больна, но власть снимает болевой синдром впрыскиванием мощнейшей дозы информационного наркотика. Боль не чувствуется, и тут происходит самое страшное.
- На фоне тотального вранья начинают расти биржевые индексы. Известно, что рост котировок, как и их падение, — процесс по большей части субъективный, связанный с информацией из СМИ и ожиданиями рынка. С уровня 200 пунктов (2000-2001 годов) индекс РТС поднимается до 2500 пунктов к маю 2008 года. В 10 раз увеличивается стоимость земли. В несколько раз — стоимость недвижимости.
- История начинает сильно напоминать аферу "МММ". Пустые билеты "МММ", реклама по телевизору, легкий заработок, вкладывание всех денег в билеты, ощущение благосостояния и обеспеченной жизни. Пузырь лопается, остается обида не на "МММ", а на то, что "кайф" закончился.
- Рост цен на активы и рост котировок – это замечательно, если сопровождается реальным ростом экономики. Иначе это очень опасная болезнь. Мы обворовали собственное будущее. Мы проели, прогуляли и разворовали результаты того роста стоимости рынка, который должен был бы быть в условиях нормального роста экономики.
- Беда в том, что, находясь под впечатлением пропаганды, мы занимали деньги, уверенные, что нам есть чем отдать. Мы занимали под акции, землю, недвижимость. Мы назанимали к 2008 году 500 миллиардов долларов. Причем назанимали и проели. Мы перепродавали друг другу "билеты МММ" и жили на сдачу.
- Ошибочно считается, что основное благосостояние последних лет связано с высокими ценами на нефть. Дополнительные доходы от нефти и газа, то есть то, из чего складывается Стабфонд, составили за все годы всего 180 миллиардов долларов. А вот виртуальный рост фондового рынка превысил 2 триллиона долларов. Сколько составил рост цен на землю и недвижимость? Рост необъективный, поддержанный развитием экономики и благосостояния граждан, а рост, построенный на обмане СМИ, уверяющих, что мы живем на "островке стабильности" и что у нас здоровое государство и волноваться не о чем. Основное преступление Путина в том и состоит, что, нарушив Конституцию РФ и подменив свободу слова государственной пропагандой, он загнал страну в такую экономическую пропасть, размеры которой мало кто сейчас представляет. Мы заложили свои возможные будущие доходы и прогуляли эти деньги.
- Хуже того, опять узаконенное воровство сделало неинтересным нормальный бизнес. В эпоху погони за легкими деньгами окончательно загнулось отечественное производство. Путинский режим сумел добить то, что пыталось ожить в начале 2000-х. Ни один нормальный бизнес не выживает в сегодняшней России, ели только он не был пристегнут к росту мыльного пузыря. На росте такой бизнес еще мог кормить чиновников, милицию, суды — всю эту прогнившую вертикаль власти. А вот обычное производство, сельское хозяйство тихо, спокойно отошли в мир иной. И никто даже не взгрустнул о них, утешились импортными товарами, оплаченными заемными деньгами.
- Мировой кризис, который инициировал российский, имеет мало общего с нашими проблемами. Наш кризис — это конец обмана путинского "МММ". Основная причина мирового кризиса — это отсутствие новых потребностей людей на фоне того, что бурно совершенствующиеся технологии позволяют обеспечить существующие потребности за счет все меньшего количества работающих, что влечет за собой "ненужность" части населения, а значит, и ее неплатежеспособность. Появление "вечной лампочки" убивает всю отрасль, которая производила осветительные элементы. Старая система отношений использовала все свои возможности. Для стимулирования спроса уже исчерпаны механизмы потребительского кредитования и ипотеки, реклама, создающая новые стимулы и потребности, работает на максимальных оборотах. Нужны принципиально новые регулирующие механизмы, которые будут сильно отличаться от существующей системы. По большому счету мир стоит на пороге перехода в новую общественно-политическую формацию.
- Думая о будущем России, необходимо учитывать, что простое копирование системы западных политико-экономических отношений, которые сложились в двадцатом веке с упором на рыночную экономику и свободную конкуренцию, столкнется с высокотехнологичным импортом из-за рубежа, который изначально будет более конкурентоспособен по многим позициям.
- Тем не менее система демократических институтов, как залог "справедливых" отношений между людьми, пока не имеет альтернативы.
- Кризис, который предстоит пережить России, будет страшен. Тем губительнее для страны будут попытки Путина-Медведева отсрочить новую перестройку и собственный уход, забирая завтрашний ресурс и облегчая сегодняшнее существование.
- К сожалению, правда не так проста для понимания, как прямая ложь, например, о внешнем враге и временных трудностях. Кроме того, правда горька и неприятна на вкус. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что население быстро прозреет. Лозунги всегда будут просты, понятны и "лживы".
- Стране необходим лидер, чтобы повести за собой людей. Требования к нему просты: ум, харизма, кристальная репутация. В современной России, увы, выбор не велик.
- Становление демократии — это процесс воспитания политиков, гражданского общества, самосознания людей. Воспитание, а особенно перевоспитание, никогда не происходило добровольно. То есть добровольно можно принять решение о получении образования, но потом придется пожертвовать частью прав и свобод на период обучения. Сейчас утверждается, что в стране демократия, однако есть только институты, имитирующие ее видимость. Говорится, что существует государственный аппарат, работающий на благо страны, однако на деле это паразитирующие на нас чиновники, для которых должность – всего лишь инструмент, дающий административный ресурс. Необходима хирургическое вмешательство. Люди имеют право выбрать хирурга, знать о ходе операции и, самое главное, решить, к чему они хотят прийти.
- То, что можно и нужно декларировать сейчас, это:
- Имя конкретного лидера, который возьмет на себя ответственность;
- Конечную цель – становление демократии и формирование экономической модели взаимоотношений граждан, государства и бизнеса, соответствующей сегодняшнему дню и мировым тенденциям;
- Временная остановка деятельности декоративных институтов, как то: Государственная дума, Совет Федераций, Общественная палата, назначенных партий и т.п.
- Ближайшие задачи:
- Формирование свободных СМИ, не зависимых от государства и максимально конкурентных;
- Вовлечение через СМИ в политическую жизнь людей, которым есть что сказать. Формирование класса публичных политиков. Предстоит пройти заново путь формирования партий. Государству придется контролировать этот процесс и на равных доказывать свою правоту и несостоятельность некоторых оппонентов;
- Формирование в течение 1-2 лет условий для проведения свободных, объективных, освещенных в СМИ выборов губернаторов и Государственной думы;
- Устранение коррупции как тотального явления. Рецепты давно обсуждены и понятны, как и понятно, почему сегодняшний режим не в состоянии ничего сделать;
- Формирование работоспособного государственного аппарата;
- Принятие мер, продиктованных сложившимся кризисом. Создание рабочих мест и обеспечение занятости населения. Задача трудная, требующая понимания происходящего в стране и мире. Более того, при решении этой задачи произойдет наиболее сильное ущемление свобод граждан. Именно тут будет необходим личный авторитет лидера, его умение убедить людей и повести их за собой.
- Сейчас как никогда важно формирование понятной политической силы, способной в нужный момент взять на себя ответственность. Важно избежать психологических просчетов. Люди за партией видят одно лицо – лицо ее лидера. Ему они доверяют или не доверяют. Любая конструкция, построенная в попытках объединить максимальное количество противников режима, выглядит неким многоголовым змеем, который только отпугивает. Сейчас настал момент, когда понятно, что происходило и происходит в стране, и можно сформулировать демократическую программу. Должна быть структура, которая обнародует эту программу и предложит присоединиться сторонникам.
- Главная задача – к моменту, когда протестные настроения достигнут существенных размеров и СМИ, возможно, дрогнут в освещении событий, предоставить простую понятную структуру, которая не отпугнет сторонников своей рассыпчатостью и обилием позиций.
Автор данного текста - бизнесмен, имя которого по понятным причинам изменено
Вы можете оставить свои комментарии здесь
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter