Версия Эллы Кесаевой о том, что к организации теракта в Беслане причастны российские спецслужбы не является бесспорной. Об этом корреспонденту Собкор®ru заявила обозреватель "Новой газеты" Юлия Латынина и член ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов.
Юлия Латынина заявила корреспонденту Собкор®ru, что о том, что некоторые из террористов, захвативших школу, были объявлены в розыск либо прошли через руки федеральных структур, было известно ранее. Однако то, каким образом они вышли на свободу, неизвестно. Скорее всего, это значит, что они просто заплатили за свое освобождение, утверждает Латынина. "Возможно, даже федералы и думали, что в последствии используют отпущенных преступников в своих целях, но это далеко не значит, что террористы были на это согласны", - сказала Латынина. По ее словам, "основная проблема российских спецслужб в том, что "непонятно, кто кого использует".
По мнению обозревателя "Новой газеты", намеренной дестабилизацией спецслужбы могут заниматься, когда речь идет о небольших терактах. "Например, пришли в квартиру и нашли взрывчатку. В том, что такие операции проводятся, я мало сомневаюсь, - заявила Латынина. - Это мелкая самодеятельность на уровне майоров. Теоретически любой раскрытый терракт увеличивает влияние спецслужбы и звездочки на погонах. Но во-первых, спецслужбы проявляют осмотрительность, во-вторых, они не всегда отвлекаются на раскрытие терактов, занятые взаимоотношенияями с бизнесом".
Обозреватель "Новой" считает, что взрывы накануне грузинской войны, служившие операции "сохранение Путина у власти", произошедшие в Сочи и Сухуми, а также в Нальчике, когда взорванные автобус оказался пустым, "выглядят исключительно подозрительно". "Тогда поползли негромкие слухи о том, что взрывы были произведены грузинами", - отметила журналистка.
Однако Латынина еще раз подчеркнула, что не считает спецслужбы причастными к крупным трагедиям, таким как Беслан или "Норд-Ост".
Правозащитник Александр Черкасов также считает, что достаточных доказательств того, что к теракту причастны спецслужбы, пока нет, а факты, изложенные Кесаевой, могут быть интерпретированы по-разному, в том числе как проявление коррупции.
Сопредседатель Всероссийской общественной организации "Голос Беслана" Элла Кесаева утверждает, что "так называемые бесланские террористы", захватившие четыре года назад школу в североосетинском городе, могли быть агентами российских спецслужб - УБОПа и ФСБ. Об этом, по словам Кесаевой, свидетельствуют детали биографий участников захвата. Мнение Кесаевой приводится в статье "Террористы-агенты", опубликованной 20 ноября в "Новой газете".
По версии следствия, террористическая группа состояла из 32 боевиков. Личности большинства боевиков были установлены по отпечаткам пальцев. Все эти террористы в разное время состояли на учете северокавказских региональных УБОПах и УФСБ, были объявлены в федеральный розыск, неоднократно задерживались, арестовывались, а некоторые даже были осуждены, говорится в газете.
К примеру, Ахмедов Хизраил Хансолтанович был дактилоскопирован в УВД Чеченской Республики. Через какое-то время оказался на свободе и тем же самым УВД Чечни был объявлен в федеральный розыск по ст. 208 ч. 2 УК РФ. Адам Пошев - еще один установленный по дактилоскопическим отпечаткам участник захвата бесланской школы. Он проживал в Малгобеке (Ингушетия) и был охарактеризован начальником милиции общественной безопасности Малгобекского РОВД М.К. Муружевым как человек "подозрительного поведения" и "приверженец религиозного течения ваххабизм".