По мнению экологов, катастрофа в Керченском проливе должна стать уроком для властных структур России. Они обязаны прислушаться к мнению местного населения и общественных экологических организаций, которые уже более 10 лет пытаются доказать им, что Таманский полуостров - не место для нефтехимических портов.
"Корни случившегося лежат в том, что в Керченском проливе в 1999 году в составе российского порта Кавказ был организован так называемый рейдовый перегрузочный комплекс (район) "Таманский" - фактически новый "плавучий" нефтехимический порт, через который по примитивной технологии с борта на борт началась массовая перевалка нефти, нефтепродуктов, серы и удобрений с маломерных судов на крупнотоннажные. - комментирует ситуацию Андрей Рудомаха, лидер Экологической вахты по Северному Кавказу. - Украинский порт Керчь также начал подобную рейдовую перевалку на якорной стоянке 450 в 2001 году. В результате, в Керченском проливе на рейде постоянно находится большое количество судов с опасными грузами. Что, в силу чрезвычайно сложных для навигации условий Керченского пролива, обусловленных такими факторами, как мелководность, высокие ветровые нагрузки, отсутствие каких-либо естественных укрытий для судов, возможность образования смерчей представляет собой мину замедленного действия, которая рано или поздно должна была взорваться. В Керченском проливе в принципе нельзя было организовывать такой нефтехимический порт. Мотивом подобного решения стали большие экономические выгоды от такой перевалки опасных грузов. Экологические угрозы, которые несла рейдовая перевалка опасных грузов в Керченском проливе, оказалась на втором плане. Интересы частных компаний, заинтересованных в перевалке опасных грузов для государственных органов оказались важнее экологической безопасности".
"Ни в порту Кавказ, ни в Керченском порту не были организованы эффективные системы ликвидации аварийных разливов нефти. Эти порты не были обеспечены необходимыми техническими средствами для сбора разлившейся нефти. В порту Кавказ даже отсутствуют емкости для сбора нефти в результате разливов, и сейчас разлившуюся нефть, которая будет собрана, просто некуда девать. Власти и компании виновны также в том, что для перевалки опасных грузов в Керченском проливе использовались суда, технически не пригодные к эксплуатации в сложных штормовых условиях. Иначе бы танкер "Волгонефть-139" не раскололся бы надвое как скорлупка, - говорят представители Общественной организации "За спасение Тамани!"
В результате крушения судов 11 ноября произошла крупнейшая экологическая катастрофа. Значительная часть побережья Таманского полуострова оказалась залита нефтепродуктами. Полностью залита нефтью коса Тузла, коса Чушка со стороны Керченского пролива, побережье возле поселков Ильич и Приазовский. На побережье Азовского моря нефть достигла мыса Каменный. По побережью Черного моря нефть дошла до базы отдыха "Факел", расположенной рядом с поселком Волна в южной части Таманского полуострова. Критичность катастрофической ситуации усугубляется тем фактором, что пострадал регион чрезвычайно ценный и уязвимый в природном отношении. В результате загрязнения нефтью уже погибли десятки тысяч птиц. Не меньшее количество покрытых нефтяной пленкой птиц обречены на гибель.
Во время шторма 11 ноября затонули пять судов, в том числе три сухогруза с серой и танкер с мазутом, еще несколько судов сели на мель.