26 сентября в Москве мировым судьей Дятловой Н.А. за якобы сопротивление властям при проведении пикета "В память о трагедии в Беслане", проходившем у стен ФСБ, осужден на 3 суток ареста известный российский правозащитник Лев Александрович Пономарев. К жертвам Беслана добавилась ещё одна: не смертельная, но знаковая.

К этому – к задержанию, суду, приговору именем Российской Федерации, аресту, изоляции от общества – все шло.

Имя Льва Пономарева, лидера движения "За права человека", у россиян, сколько-нибудь тревожащихся за судьбу страны, связывается с преданием гласности фактов резонансных нарушений прав и свобод человека. В том числе тех, что имели место в 2000 – 2006 годах.

Напомним.
Январь 2000 г. Чрезвычайный съезд в защиту прав человека предупреждает страну и мировую общественность об угрозе общечеловеческим ценностям в России. Лев Пономарев с коллегами – организатор этого призыва к бдительности. В действиях власти уже тогда явственно проступила репрессивная физиономия установившегося в стране режима.

2002 год, 23-26 октября. События в московском театре на Дубровке. Всколыхнувшее страну дело Норд-Оста. Осенью 2003 г. Лев Пономарев уличает Президента во лжи. 23 сентября 2003 г. на встрече с американскими журналистами Владимир Путин заявил, что примененный при штурме театра газ "был безвредным", он де "не мог причинить какого-либо вреда людям". В действительности число жертв по этой причине составило более ста человек.

Декабрь 2004 года. В Благовещенске, небольшом городе Башкирии сотрудниками ОМОНа и милиции устраивается массовое побоище ни в чем неповинных людей. Истязанию было подвергнуто более 1000 человек. Благодаря Льву Пономареву и Людмиле Алексеевой (председателю МХГ) произвол силовиков становится достоянием гласности. Вскрылось существование специального приказа МВД РФ, санкционировавшего подобные расправы над мирными гражданами России. С того времени страна получила имя - Избитая Россия.

Июнь 2005 года. В Льговской колонии Курской области 437 заключенных в ситуации отчаяния устроили акции членовредительства. Никакими иными способами донести на волю правду о беспределе в заключении людям не оставили. Эту правду о вакханалии, творящейся в ведомстве начальника ГУИН генерала Ю. Калинина, предал суду общественности Лев Пономарев с соратниками. Генерал разоблачениями был задет за живое настолько, что пошел на заведомую клевету, обвинив Пономарева в финансировании его организации из "общака" - черной кассы заключенных. Пономарев призвал главного тюремщика России к судебной ответственности и выиграл суд.

Январь 2006 года. Движение "За права человека" Льва Пономарева помогает бывшему работнику Счетной платы Наталье Кузнецовой разоблачить неблаговидные деяния ведомства главного ревизора страны В. Степашина.

Май-июнь 2006 года. Лев Пономарев выступает в роли защитника Михаила Трепашкина. Узник совести адвокат Михаил Трепашкин известен тем, что стал предавать гласности подробности подрыва в 1999 году домов в Москве и Волгодонске. Неизвестные широкой общественности эти подробности противоречат официальной версии, по которой в гибели людей во взорванных домах обвинили выходцев из Чечни. При том, что доказательств этому не было и нет, как не было ни расследования, ни суда.

Июль 2006 года.Лев Пономарев с соратниками организует и проводит в Санкт-Петербурге Второй Российский Социальный форум, как ответ путинскому саммиту большой восьмерки. Форум несогласных противостоял намерениям властей пригладить российскую действительность, далекую от демократических стандартов цивилизованных стран. Несмотря на скромные размеры этой акции, размеры её устрашающего воздействия на власть не поддаются измерению: страна от западных окраин до Тихого океана, и от Мурманска до Каспия, покрылась сетью блок-постов, блокировавших участникам Социального форума въезд в северную столицу. Более месяца (при подготовке и проведении) гражданский антисаммит держал власть в напряжении, несравнимом с её напряжением от борьбы с терроризмом.

Перечисленное - далеко не полный послужной список одного из ведущих правозащитников России. Теперь случилось то, к чему власть методически шла последние годы: Лев Пономарев заключен в неволю. Его арестом пополнился список политических заключенных России. Тот самый, что составлен при непосредственном участии самого Пономарева.

Лев Пономарев, как и его соратники, проповедует сугубо мирные, ненасильственные способы диалога с властью в каких бы нарушениях прав человека она им не изобличалась. Чтобы убедиться в этом, достаточно было видеть, как худощавый и невеликий ростом правозащитник, грудью преградил дорогу молодым антиглобалистам, рванувшимся было навстречу стоявшим на изготовке омоновцам. Напора протестующих было вполне достаточно, чтобы снести металлическую решетку отделявшую их от держиморд. Помешал Пономарев. Это было 15 июля 2006 года на Кировском стадионе в Санкт-Петербурге. Надо быть наивным до крайней тупизны, чтобы поверить, будто Лев Пономарев оказал неповиновение омоновцам. Не повинуется Пономарев только лжи и насилию.
Арестом деятеля правозащитного движения такого калибра, как Лев Пономарев, власть, с одной стороны, подводит некий итог борьбы с правозащитным движением в России, с другой – открывает новую страницу. Так что арест Пономарева – событие знаковое.

Мы призываем правозащитное сообщество России, восстать против произвола власти, поправшей права человека, мстящей Пономареву за его правозащитную деятельность.
Мы призывает международную общественность отрешиться от навеянного Путиным обмана и внимательней присмотреться к происходящему в России. Присмотреться и сделать выводы. 27.09.2006 г.

Надежда Доновская, руководитель псковского регионального отделения ОГФ

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter