В Твери 6 июля начнется необычный судебный процесс об "интернет-экстремизме": уголовным делом для обвиняемого Шамиля Казакова обернулась мечта работать в полиции. Подсудимый от политики далек, уж точно не радикал, и фигурантом дела о разжигании ненависти стал после того, как сам подвергся дискриминации. Казаков окончил с отличием юридический факультет и решил устроиться на должность участкового. Как рассказывает его адвокат Светлана Сидоркина, попытки поступить на службу продолжались два года, и каждый раз соискателя "футболили", выдвигая новые и новые требования. Казаков не отступал и приносил все нужные бумаги, оформил постоянную регистрацию в Твери (ранее ему говорили, что не могут принять на работу из-за регистрации в другом регионе — Татарстане, где они с семьей жили до этого). Тем не менее в конце концов ему окончательно отказали, несмотря на то, что мужчину рекомендовали на должность все пройденные комиссии. При этом официальных оснований отказа соискателю никто не озвучил. За разъяснениями Казакову предложили прийти лично, что он и сделал.
В результате один из сотрудников сообщил ему, что в УМВД по Тверской области есть "негласная установка не брать на работу кавказцев, татар, мусульман", а Казаков — татарин, мусульманин.
Эти откровения одного из сотрудников МВД мужчина записал на скрытую камеру. Видео также зафиксировало требование правоохранителя не задавать больше лишних вопросов и замечания другого полицейского о запахе алкоголя в кабинете. Подполковник МВД, который беседовал с соискателем, также обещал, что ситуация еще может разрешиться в его пользу, и речь идет о какой-то временной "перестраховке", однако спустя восемь месяцев Казаков получил официальную бумагу об отказе в приеме на работу. Возмущенный соискатель решил рассказать о порядках в УМВД России по Тверской области в Интернете.
Для этого он смонтировал ролик: добавил к скрытой съемке кадры из фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм", закадровый текст о "правильных" и "неправильных" черепах, цитаты из Конституции и фрагмент выступления Владимира Путина.
В конце видео Казаков попросил президента "восстановить нарушенные права", если слова о гаранте основного закона "не пустой звук".
На YouTube запись была доступна в течение суток, но позже была удалена. За это время ролик набрал 25 тысяч просмотров и привлек внимание правоохранительных органов. В результате на Казакова завели уголовное дело, и он оказался под домашним арестом. На данный момент мера пресечения продлена до 17 августа. Согласно обвинительному заключению по делу, "экстремистский характер" имеет не только видео, но и гневный ругательный комментарий в отношении начальника УРЛС УМВД по Тверской области, опубликованный под роликом. Согласно версии следствия, размещенные материалы "связаны с направленностью на возбуждение вражды к группе лиц по признакам принадлежности к социальной группе — представители УМВД России по Тверской области", а также "направлены на унижение чести и достоинства" той же "социальной группы". Таким образом, Казаков стал обвиняемым сразу по двум статьям Уголовного кодекса. Между тем он сам неоднократно направлял в разные инстанции жалобы на дискриминацию и необоснованный отказ в трудоустройстве.
Более того, на данный момент двое из замешанных в этой истории сотрудников отделения УМВД по Тверской области уволены.
Адвокат Сидоркина считает сомнительными юридические основания дела против его подзащитного, поскольку, на ее взгляд, вопрос о том, можно ли считать сотрудников полиции социальной группой — дискуссионный.
Как рассказывает защитник, Казаков мечтал быть полицейским с детства, рос на "милицейских" сериалах, хотел делать мир лучше и бороться с преступниками. "Да и там, откуда я родом, полицейский — это статус и почет", — объяснял он Сидоркиной. Кроме того, перед глазами Казакова была масса примеров: дядя — участковый, половина друзей работала в правоохранительных органах. Сейчас, как рассказывает адвокат, ее подзащитный работать в полицию уже не пошел бы. "Разочаровался, его мечты разбились с треском", — поясняет Сидоркина.